Первый женский сайт

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным и сообразительным, хорошо учился в школе и мог получить перспективную образование. А для этого, считают некоторые мамы и папы, нужно чуть ли не с пеленок (то подгузников) учить малышей читать...

В мире существует много методик раннего обучения чтению. Основными педагоги считают системы Глена Домана, Марии Монтессори и Николая Зайцева. Конечно, каждая из них требует детального изучения. Вспомогательные материалы для этого легко можно найти и в продаже, и в Интернете. А вот чего вы не найдете «в свободном доступе», так это советов квалифицированных педагогов, которые знают нюансы методик раннего чтения. Именно поэтому мы обратились к Александру, заместителю директора по учебно-методической работе Института последипломного педагогического образования Киевского университета им. Б. Гринченко, кандидата психологических наук, доцента.

Методика Глена Домана

Возникла еще в 40-е годы XX в., Когда американский нейрофизиолог Глен Доман начал разработку программы реабилитации детей с поражениями нервной системы. Идея заключается в том, чтобы ребенок учился читать слова сразу, а не по буквам. Для этого родители красным цветом на прямоугольных карточках пишут большими печатными буквами названия предметов, которые часто видит ребенок. В продаже можно найти уже готовые карточки. Потом много раз показывают эти карточки ребенку, одновременно говоря слово. К тому же мама или папа одновременно показывают предмет, этим словом называется. Ребенок запоминает увиденное и услышанное и впоследствии сам начинает читать. Постепенно количество карточек увеличивается, а следовательно увеличивается и количество слов.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог Мария Монтессори предложила способ, благодаря которому дети сами учатся читать, без помощи специальных пособий и азбук. По мнению Монтессори, сначала дети должны научиться писать, а не читать, поскольку малышей проще написать (т.е. нарисовать) букву. К тому же начинать следует с прописных букв, а не из печатных - круговые движения детям даются легче.
Начинается письмо по подготовке руки. Для этого детям предлагают штриховать рисунок и обводить рамочки. Монтессори большое значение придавала прикосновениям, поэтому малышам дают касаться мягких и пушистых букв. Параллельно с писанием детки учатся читать. Они составляют с помощью подвижного алфавита слова, а впоследствии и фразы. А еще позже рукописных букв переходят к печатным. Основным условием при этом является игра, использование сказки.
Упражнение игра начинается с презентации. То есть родители должны рассказать и показать, что можно сделать с определенными предметами: «Вот мягкие буквы. Будем обводить их пальчиком и называть ». Далее ребенку дают возможность поиграть с этими предметами, не мешая ей и не вмешиваясь. Завершается такая игра уборкой букв в коробку, книг - на полочку и тому подобное. Порядок - это также важный элемент методики Монтессори.

Методика Николая Зайцева

Эту методику Николай Зайцев создал еще в 80-е годы прошлого века для обучения чтению детей от 2-х лет, хотя некоторые родители дают кубики Зайцева детям, которым еще не исполнился годик. В основе системы лежит составной принцип. То есть обучение начинается не с букв, а со складов. При этом автор методики настаивает на лозунге: «Не учиться, а играть!». Именно поэтому основа методики - кубики. При этом Зайцев сделал ставку на зрительную, слуховую и тактильную память ребенка. Склады написанные на гранях кубиков, каждый из которых имеет другой цвет, размер и издают различные звуки, благодаря наполнителям внутри. Все сделано для того, чтобы у ребенка включались различные каналы восприятия. Большие по размеру - это кубики с твердыми складами, маленькие - с мягкими, железные - кубики со звонкими складами, деревянные - с приглушенными, «золотые» - с гласными и тому подобное. И буквы пишутся на кубиках разным цветом: гласные - голубым, согласные - синим и тому подобное.

Не навреди

С какого возраста начинать обучение с ребенком и по какой методике?

- К раннему чтению следует подходить индивидуально. Не существует методик для всех. Более того, ранний возраст является весьма опасным для любого обучения. Такая практика в 99% вредит, а не приносит пользы, и может стать непреодолимым барьером для обучения в будущем.

Большинство считает наоборот. В чем причина?

Это объясняется тем, что мозговые структуры и вообще физиология ребенка (особенно, раннего возраста) не настроены на получение большого потока информации. Я уже не говорю о его переваривании! А у нас, на мой взгляд, сейчас происходит коммерциализация, попытка убедить родителей в том, что чем раньше они начнут учить ребенка, тем быстрее добьются успеха. Однако за счет чего возможен этот успех? За счет того, что мы сокращаем малышей детство и забираем у него здоровье. Сегодня на 1000 детей врачи устанавливают 1400 диагнозов (т.е. у одного ребенка может быть одновременно несколько болезней). В наших школах уже в первом классе практически нет здоровых детей! Возникает вопрос: где мы теряем их здоровья? Ответ очевиден - еще в дошкольном возрасте.

Итак, ранним развитием, в частности обучением чтению, нельзя заниматься с маленькими детьми?

Конечно, можно! Но надо четко понимать, когда ребенок готов к этому. Лучше всего, когда ребенок сам выступает инициатором учебного процесса. Но вряд ли в три года он захочет, чтобы его учили читать. Есть другой подход - речь идет о умелом сочетание игры с элементами обучения в соответствии с возрастом ребенка.

Процесс чтения в психическом плане очень сложным для малышей, поэтому быстро получить результат невозможно. Необходимо большое терпение со стороны родителей и всякая моральная поддержка ребенка.

На ориентированные большинство систем, которые предлагаются для раннего чтения? Они пытаются акцентировать внимание ребенка на том, что она видит. То есть, прежде всего, речь идет о ее фотографическую память. В большинстве малышей действительно этот феномен. Они готовы им пользоваться. Но не много сегодня зрительной нагрузки на ребенка, начиная от компьютерных игр, телевидения, телефонов и тому подобное. Вот почему количество визуальной информации должно быть также хорошо обдуманной родителями.

Что выбрать?

Какая методика лучше: Глена Домана, Монтессори, Зайцева?

- Первая известна тем, что на предмет крепят его название, написанное большими печатными буквами. Ребенок постепенно фиксирует, как написанное слово, и отождествляет его с конкретным предметом. Метод требует терпения родителей и регулярных занятий.

Методика Зайцева интересна тем, что в отличие от системы Глена Домана, предлагает использование кубиков. В свое время выпускалось очень много разных кубиков с буквами, которые давали общее понимание алфавита. Но недостаток заключался в том, что это были отдельные буквы, составить из которых слово было сложно. Кубики Зайцева подобранные по частоте употребления в языке. К каждому комплекту есть специальная инструкция, которая объясняет родителям, как должно происходить обучение. Эта методика учитывает особенности ребенка. Здесь продумано все, начиная от размеров букв и цветов, задействованы различные анализаторы. Кроме того, методика Зайцева не стоит на месте, она развивается.

Недостаток методики обучения чтению с помощью целых слов о том, что ребенок использует свои возможности только как фотограф. Задействованы внимание, сосредоточенность, память. А в кубиках Зайцева - еще и мышление, эмоции, чувства. Потому что ребенок выступает как инициатор сбора, а это для нее гораздо интереснее и естественнее.

Впрочем почему мы хотим выбрать только одну методику? Я не уверен, что это даст результат. Возможен синтез нескольких методик. Кроме того, родители получат желаемый эффект только при условии систематических и приятных для ребенка занятий.

Откуда берутся минусы?

Обучение детей чтению

- Во-первых, чем младше возраст ребенка, тем короче должно быть время, отведенное на обучение. Для ребенка до 3-х лет занятие должно длиться не более 5-ти минут (потому что ей очень трудно сконцентрироваться). Дольше (до 8-10 мин.) Оно может продолжаться только при условии, что будет насыщен различными видами деятельности. Но достичь этого родителям нелегко, потому что не хватает методического и педагогического опыта. Часто проблема возникает из-за того, что нет системы в занятиях, без которой ребенок ничему не научится, так построен ее мозг.

Иногда взрослые ставят перед собой задачу научить ребенка читать, независимо от того, хочет она этого или нет.

Это худший вариант и, к сожалению, достаточно распространен. При таких условиях у ребенка возникает отвращение к учебе. Для нее актуальным является то, что она переживает за игру. Поэтому родители должны проводить занятия с элементами игры, а игру с элементами занятия.

Может тогда не стоит обучать чтению с детства?

- Стоит. Однако если с ребенком начали заниматься, скажем, в 2 года и 8 месяцев, то это не значит, что в 4 она будет читать. Все это достаточно индивидуально. Один ребенок созреет раньше, другая - позже. Но это не значит, что она является бестолковой либо не талантливой. Речь идет о том, что у каждого свой режим развития, и это родителям нужно обязательно учитывать. Только путь постепенности, системности и поддержки имеет успех. Но он является сложным.

Что можете предложить?

Мы почему-то считаем, что проблема здесь в технологии. Нет. Чтение - это, прежде всего, сопереживание. В начале прошлого века очень популярными были журналы для семейного чтения. Как жаль, что теперь их нет! Теперь же популярным стал семейный просмотр телевидения. При этом каждый переживает свое в себе. А вот во время семейного чтения происходит совместное переживание. Это различные психологические процессы. Кроме того телевизор предлагает сразу картинку. Зачем еще что-то представлять? Тебя это уже сделали. Ребенку, который не имеет собственного опыта, навязывают готовую картинку. Как следствие, исчезает потребность в развитии воображения, исчезают творческие способности.

Сейчас есть большое количество различных аудиосредств, которые в чем-то заменяют родителей: диски, компьютер. Но для детей важно, чтобы им читали папа и мама. В такие минуты они становятся ближе к ребенку. Если она слышит их голос или голос бабушки или дедушки, то они становятся родными. А если читает дядя или тетя из динамика, то наоборот - происходит отторжение родителей. Позже они не могут понять, почему дети их не любят. Причина проста - у нас мало времени для общения. А чтение - это также общение, сопереживание. Итак рецепт такой: должно быть книга, которая может заинтересовать малышей, и желание родителей ежедневно находить 10-15 минут, чтобы почитать ребенку. Если этого нет, то, конечно, мы можем научить малыша читать в раннем возрасте, дальше он пойдет в школу, но читать не будет. Почему? Потому формирования читателя происходит только одним путем: от слушателя - к читателю. Другого человечество еще не придумало.

Сейчас принято считать, что начинать полноценное обучение ребенка нужно с 6-7-летнего возраста. Дошкольник в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, способен ухаживать за собой, умеет и понимает многое. Активное восприятие ребенка увеличивается, и достигает 7-10 минут. Все это означает, что малыш готов к обучению. Но начинать готовить его к этому моменту нужно задолго до школьного возраста. Сегодня предлагаю обсудить, когда начинать учить ребенка читать, и как сделать это лучше всего.

В каком возрасте нужно учить ребенка читать?

В последнее время появилось немало педагогических и психологических исследований на тему, когда начинать учить ребенка читать. Авторы этих исследований, практически в один голос настаивают на том, что обучение ребенка следует начинать в самом младшем дошкольном возрасте. Как утверждают ученые мужи, наилучшим для этого моментом, считается трехлетний возраст малыша. Нельзя не согласиться с очевидным фактом, что ребенок в трехлетнем возрасте кажется совсем крошечкой. Поэтому, предвидя удивленный вопрос родителей и возмущение «Зачем так рано?», предлагаю разобраться в этом подробнее, прежде чем говорить о том, как ребенка научить читать. Для начала хочется отметить, что ответ кроется в некоторых, уникальных особенностях развития ребенка именно в этом возрасте.

Психологические особенности деток в 3 года

Психологи считают возраст 3-х лет кризисным в отношении развития ребенка. Именно в это время Ваше чадо окончательно формируется как личность. Безусловно, малыш еще очень многого не умеет, а, следовательно, заниматься полноценным обучением в этом возрасте пока рановато. Зато Ваша трехлетняя кроха уже вовсю познает мир и осознанно заявляет о собственном «Я». Данный период развития маленького человечка носит вполне соответствующее название – «возраст почемучки». Детки, уже научившиеся разговаривать, начинают с большой активностью познавать окружающий мир и впитывают в себя все как губка.

Пространственное мышление, логика и память

Очень важно этот этап развития малыша не пропустить, ведь именно начиная с трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. То есть, ребенок начинает образно мыслить, понимать, что предметы объемные, может их описать и представить. Логическое начало развития проявляется в тот момент, когда Ваша дочь или сын начинают задавать череду вопросов, которые вытекают один из другого. К примеру, диалог подобного типа:

– Мама, что это? – спрашивает малыш, показывая на «лежачего полицейского», через который перекатывается с осторожностью автобус.
– Малыш это «лежачий полицейский», – говорите Вы.
– А почему лежачий? – снова спрашивает он.
– Потому что на дороге лежит.
– А почему полицейский? – ни как не угомонится малыш.
– Потому, что его так назвали.
– А кто его так назвал…..

Кроме логического и пространственного мышления у ребенка в трехлетнем возрасте активизируется память. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей. Он учится, он познает, он запоминает. Все что требуется от Вас – это только помочь своей крохе в этом. Это идеальный момент, когда начинать учить ребенка читать. Воспользуйтесь этим и «возраст почемучки» позволит достаточно легко научить ребенка основам чтения.

Для чего учить ребенка читать в 3 года?

Есть, как минимум три аргумента в пользу начала обучения чтению малыша с трехлетнего возраста.

Во-первых, так Вы разовьете память, логику и воображение ребенка – для чего необходимо, думаю, объяснять не надо.

Во-вторых, сможете значительно расширить кругозор Вашей крохи, а значит, заложите основы умения общаться и не просто отстаивать, а аргументировать свою точку зрения.

В-третьих, избежите серьезных проблем, которые могут незаметно наступить через 3 года тогда, когда Ваш малыш пойдет в школу. Ведь в первом классе читать понадобится не один только букварь, а также и условия задачек по математике. Можете представить, сколько будет уходить у него времени, чтобы прочитать условие, осознать прочитанное и приступить к решению. Другие детки за это время смогут уже и переписать задачу в тетрадь, и приступить к ее решению. Пусть Ваш малыш отличается от других, чем-то хорошим.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

«Это невозможно в 3 года!», – парируют некоторые родители, и будут неправы. Еще как возможно и при этом без каких-либо психологических травм для ребенка, без корпения над букварем и значительных усилий.

Учим буквы.

Очевидно, первое, что должно быть в Вашем плане, цель у которого, как ребенка научить читать – это выучить буквы. Чтение без знания букв просто невозможно. И уже здесь есть одна маленькая, но очень важная особенность, не зная которой можно только усугубить процесс обучения малыша. Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат – не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» – четко и отрывисто, когда это согласные и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю»….

Если же нарушите это простое правило, тогда ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто понимать не будет, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «мэамэа». Объяснить ему потом, разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться, и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.

Обязательно повесьте в комнате дочери или сына красочный красивый плакат с алфавитом. Приобрести такой, можно легко в любом канцелярском или книжном магазине. С помощью наглядности Вы сможете активизировать и тренировать пассивную память малыша, так как ребенка будет всегда на буквы «наталкиваться» взглядом, и подсознательно запоминать их. Такова особенность детского восприятия, основанная на тяге ко всему яркому и интересному: картинкам, рисункам, цветам, бабочкам.

Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как быстро научить ребенка читать – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор – алфавитный набор со специальной магнитной доской, или набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике. Хорошим подспорьем для того, как научить читать ребенка служат раскраски с буквами и прочее.

Складываем буквы в слоги.

Очень важно понимать родителям малыша, как ребенка научить читать правильно, ведь от этого напрямую зависит, насколько дошкольник будет быстро ориентироваться в каких-то других предметах. Когда малыш запомнит буквы, смело начинайте складывать их в слоги.

Для того, как быстро научить ребенка читать, не затянув этот процесс на долгие месяцы, рекомендуем купить буквы или сделать самостоятельно алфавит из картона. Делая самостоятельно, не забудьте раскрасить согласные и гласные звуки в разные цвета, так ребенок и поймет, что они отличаются и сможет легче и быстрее ориентироваться, когда нужно будет искать нужную букву в их многообразии.

Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи.

Очень важно, чтобы занятия с малышом непременно были построены в виде игры. То есть, учить ребенка читать мы будем играя.

Например, сыграйте с малышом в «веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Данный столбик пусть будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

Позвольте малышу первому назвать, то, что он прочитает, но не давите на него, если не сможет сделать это сразу, и не затягивайте ожидание – подскажите ему или просто напомните, и двигайтесь дальше. Не заостряйте внимание на неудачах и воодушевленно хвалите за то, что ему удается.

Отводить на игру нужно столько времени, сколько малышу будет интересно этим заниматься. Потом игру на один-два дня отложите, а затем достаньте снова. Подобная форма обучения ребенку не надоест, поэтому малыш будет все новые слоги читать с интересом.

Как только, Ваша дочурка или сынишка сможет самостоятельно прочесть простые прямые слоги, переходите слогам к обратным. Пусть теперь буква «а» «путешествует» перед согласными буквами, образуя слоги «аб», «аг», «ад» и прочее. Разложите буквы свободно, теперь «а» в вашей игре будет «лодочкой», а согласные буквы – «пристанями». С помощью такого «звукового кораблика» Вы сможете учить ребенка читать обратные слоги, а это означает – краткий путь к полноценному чтению сначала слов, предложений, а затем детских сказок и мировой литературы.

Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов

Буквально через два-три месяца регулярных занятий Ваша трехлетняя кроха сможет уверенно читать слова по слогам в красочном букваре или другой яркой книжке, адаптированной специально для дошкольников.

Начинать учить ребенка читать слова целиком нужно после того, как малыш научился воспроизводить слоги. Для начала лучше предлагать для чтения слова, слоги в которых состоят из двух букв, то есть открытые слоги: «ма-ма», «ка-ша», «по-го-да», «ра-бо-та». На первых порах не предлагайте малышу слова длиннее трех простых слогов. Подключайте смесь из обратных слогов: «юла», «яр», «ил», и тому подобных. Затем изучите слова с закрытыми слогами: «дом», «сом», «ком». После того, как это начнет хорошо получаться у ребенка, можно переходить к более длинным и сложным словам в сочетании разных слогов: «домик», «мышка», «сестра», «школа», «стручок», «ручеек».

Обязательно обсуждайте с ребенком каждое из прочитанных им слов. Повторяйте это слово вместе, нарисуйте рисунки, изобразив данный предмет, или событие, о котором малыш только что прочитал. Это опять-таки добавит в процесс обучения игровой момент, сформирует образы и воспоминания связанные с этим словом, а, значит, помогут ему при встрече с этим словом в следующий раз, прочитать его быстро и без усилий.

Таким образом, вы сможете не только быстро научить ребенка читать до 3,5 лет, причем довольно уверенно, а также добьетесь того, что малыш полюбит процесс чтения, зародите в нем тягу к знаниям и учебе. Безусловно, приобретенный навык необходимо будет постоянно поддерживать, поэтому старайтесь регулярно заниматься со своим умным сынишкой или сообразительной доченькой. Научившись в трехлетнем возрасте читать, придя в школу, ребенок будет читать книги бегло, и уже в первом классе сможет радовать Вас и своего учителя правильным, выразительным чтением. Конечно, учить ребенка читать не легко, но Ваши усилия и потраченное время окупятся с лихвой, ведь он – Ваше будущее, а заботиться о будущем нужно сегодня.

И еще немного о том, как ребенка научить читать:


Вопрос в журнале «Семья и школа»: Моей внучке четыре года, но она уже знает все буквы и просит, чтобы мы учили ее читать . Можно ли это делать сейчас или подождать, когда она подрастет? Во сколько лет учить ребенка читать ?

Отвечает Ф. Ипполитов, кандидат педагогических наук:

Разрешите начать ответ издалека. Вы, наверное, знаете: сейчас везде в большом ходу кибернетические устройства и кибернетические идеи. Среди этих идей есть одна, как будто очень простая: идея обратной связи.

Без обратной связи, вообще говоря, не мыслимо ни одно наше действие. Если мы протягиваем руку за стаканом воды, обратная связь нам обеспечена прикосновением к нему, ощущением этого предмета в ладони. Если мы беседуем со знакомым, его взгляд, мимика, реплики постоянно показывают нам, как он принимает и понимает наши слова. Это тоже обратная связь.

Хорошо, а причем тут ваш вопрос?

Сегодня известны тысячи случаев раннего обучения детей и грамоте, и математике, и чужому языку. Уже и в 3 года начинали это, и в 4. Иногда - как педагогический эксперимент, и занимались этим делом дипломированные педагоги и психологи, а иногда папы и мамы безо всякой науки (казалось бы) добивались, что их дитя в 4 года свободно читало на родном языке. Были случаи, когда такое обучение дорого обходилось маленькому человечку: возникали нервные расстройства, истощение мозга, даже задержки умственного развития. Но это редкие случаи, обычно же все проходило благополучно. Это и не удивительно - ребенок учится с первых лет «играючи» запоминает и усваивает великое множество знаний.

Но есть одно ограничение. В 3 — 4 года ребенок привык знакомиться с окружающим миром так, как ему удобней. Он и в рот все сует не от голода, а пощупать, как осязается губами новый предмет. Он и обследует все вещи под столом и под кроватью не потому, что хочет вывозиться в пыли: ему интересно, что «с той стороны». И когда старшие пресекают его попытки, вспомните, сколько горя и рыданий обычно бывает… Короче говоря, ребенок в раннем возрасте не может учиться принудительно. Всем известный школьный возраст- 7 лет - определен не вообще способностью принимать новые знания (она проявляется практически вместе со связной речью), а способностью терпения , способностью делать то, что нужно. Тут, конечно, другой вопрос - как воспитывать эту способность; она тоже в 7 лет разная у детей и зависит больше всего от предварительных усилий родителей.

Однако остается бесспорным: все удачные попытки раннего обучения основаны на умении превратить учебу в удовольствие для ребенка. Он сам должен подходить к взрослым и показывать новые выученные им буквы. Он сам должен напоминать, что сегодня с ним не занимались, и требовать этого. Как добиться такого положения? Ясно - сделать обучение интересным, поддерживать и поощрять малейший шаг вперед. И никакого принуждения, никакого понукания!

Иными словами: если вы хотите знать, можно ли учить вашего ребенка читать , - спрашивайте у самого ребенка! Только не словами спрашивайте, а делом. Приглядитесь, что особенно интересует девочку, и постарайтесь каким-то образом соединить эти интересы с предполагаемым обучением. Начните показывать, рассказывать. Затем прекратите, на день, другой, третий. Малышка не напоминает вам сама, не просит идти дальше?.. Значит, вы в чем-то оплошали - подумайте и постарайтесь начать по-другому. Опять то же самое? Сделайте третью попытку. Снова неудача?.. Ну уж тогда надо обождать - либо ребенок не готов, либо вы сами.

Следовательно, все дело в обратной связи: можете пытаться учить дитя чему угодно, в любом возрасте, но держите обратную связь! Ребенок зевает, отвлекается, пытается удрать от вас? Вот вам верный признак неблагополучия. Немедленно прекращайте дело и не позволяйте себе думать, что малыш в чем-то виноват, «не дозрел», «надо его приучать». Нет, это вы в чем-то не дозрели, виноваты, вам надо придумать что-то иное. Обратная связь недвусмысленно указывает на это.

О первом приучении детей в семье к музыке или спорту, грамоте или языкам есть много популярных книг. Там рекомендуются разные методы и подходы. Прежде чем пускать их в ход, стоит примерить - подходят ли они к вашему характеру, привычкам, темпераменту и опыту. Но главное - не в конкретных способах и методах, а в зоркости, в постоянном поглядывании на «объект воспитания»: Как идет дело? Все ли в порядке? Никто вам не скажет этого лучше, чем сам ребенок всем своим поведением.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Первый женский сайт