Первый женский сайт

Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет

воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности.

Мы ставим такие цели и задачи:

Развитиеэмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества;

Развитие фантазии, творческих способностей и умение находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонации;

Воспитание у детей патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций;

Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха;

Создание речевой среды соответственно возрасту

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Наша задача – сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей.

Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни и область народного духа. Такой литературой являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Она своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, одновременно способствует накоплению чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.

Также мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки, прибаутки, песенки, заклички, сказки, считалки, хороводные игры, рус. нар. танцы.

Потешка не только учит движению. Она и воспитывает, учит малышей понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

Расти, косонька, до пят,

Все волосенки вряд,

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Потешки развивают моторику, координацию движений, воображения.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик встал и съел,

Потому и растолстел.

Потешка вводит ребенка в мир, учит его жизни. У нас создана картотека потешек. Мы их используем во всех режимных моментах и во всех возрастных группах.

Сказки помогают детям отличить добро и зло. Из сказок дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяюткругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие.

Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, упорство достижения цели. Сказка осуждает такие человеческие свойства человеческого характера как лень, жадность, трусость, одобряет трудолюбие, смелость, верность. В младшей группе мы используем сказки «Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Лиса и заяц». Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети воспринимают. Например, сказка «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «У страха глаза велики» высмеивает трусость. Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка»).

Считалки – это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Они распределяют роли, а не авторитет взрослого. Мы учим ребенка в игре быть находчивым, ловким, а так же координации движений. Требования считалки разнообразны и редко повторяются, например: «На златом крыльце сидели» нужно ответить на вопрос «Кто ты такой». Или

Катилась торба с высокого горба,

Здесь воспитываются и воля, и благородство, и доброта.

Далее идут пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают влияние не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются.Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной деятельности. Например, одеваемся на прогулку, медлительному ребенку говорю: «Семеро одного не ждут», замечаю неаккуратность, «Поспешишь – людей насмешишь». Часто во время трудовой деятельности дети ленятся выполнять работу, можно применить такую пословицу – «Труд человека кормит, а лень портит», или «Одна пчела много меда не натаскает». Во время наблюдений можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д.

Пословицы и поговорки надо выбирать такие, чтобы их смысл можно было проверить путем наблюдений, в ходе беседы, постановки опыта. Дети могут понять смысл следующих выражений только в ходе наблюдений: «Апрель водой славен, почками красен», «Гусь как воевода в красных сапогах».

Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Они развивают мышление, пытливость, наблюдательность.

Скороговорки – веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Это и полезные грамматические упражнения, тренирующие ребенка в правильном употреблении частей речи и частей слова, и одновременно любимая игра в словотворчество. Каждое действие, указание в скороговорке имеет смысл:

«Серый зайка, зубки прячь, не капуста это – мяч»,

«Ежик желтой сыроежке рад, как белочка орешкам».

Заклички – обращение к природе, животным с просьбой или требованием. Это небольшие песенки для распевания группой детей. Они дают возможность ребенку в поэтической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе, развивают речь, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.

Само слово «заклички» побуждают детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало»

Солнышко, появись

Красное, покажись,

Чтобы год от года

Была у нас погода

Противоположным свойством обладают пестушки. Их проговаривают напевно, ласково. Их мы используем при укладывании детей спать.

Тише, куры, не шумите

Моего Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Так же мы используем хороводные игры. У нас создан каталог хороводных игр.

Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, которые мы отмечаем у нас в детском саду и приглашаем родителей.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. На занятиях по изодеятельности мы знакомим детей с Дымковской игрушкой, Филимоновской, с деревянной расписной ложкой, а потом и сами рисуем эти узоры.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, сказки, музыки и театра. Именно такой представляется нам стратегия развития культуры ребенка, как основы его любви к ближним и своей Родине.

Роль устного народного творчества в воспитании детей

дошкольного возраста

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные «жемчужины»- частушки, потешки, прибаутки, песенки и сказки, в которых реальный мир предметов и действий представлен ярко, художественно и, что очень важно - понятно даже для самых маленьких.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт.

Фольклор делят на малые жанры и большие жанры.

Малые жанры

1) Колыбельные песни- Колыбельные песни в народе зовут байками.

2) Потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок».

3) Прибаутки . Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах.

Детский фольклор - своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о считалках, дразнилках во всех их разновидностях.

4) Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Крупные жанры

1) БЫЛИНЫ. Наряду с песнями дошкольников необходимо знакомить с героическим эпосом. В наше время, когда эпос ушел из живой памяти народа, о богатырях ребенок узнает из книг. Ценность знакомства детей с эпосом не вызывает сомнения. Былины в художественной форме несут понятия о героической этике, дают уроки служения родине и народу.

2) СКАЗКИ . Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку.

Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел. Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка.

Приобщение дошкольников к устному народному творчеству должно решать следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2.С помощью живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.


Роль устного народного творчества в воспитании детей.

Роль устного народного творчества в воспитании и развитии ребенка раннего возраста трудно переоценить.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки. Правильный подбор потешки, помогает установить контакт с малышом, пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку – воспитателю. С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь малышам в этом (11, стр.15). Е.Н. Водовозова квалифицировала использование устного народного творчества, как наиболее интересный для всех участников педагогического процесса способ организации речевых занятий с детьми (6, стр. 119)

Для воспитания детей дошкольного возраста фольклор не утрачивает своего воспитательного воздействия. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей, среди которых он живет. Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственные стороны личности (2, стр. 4).

Создавшийся веками поэтический материал малых фольклорных форм в сочетании с реальностью, находясь в обыденном состоянии, постепенно преображают её, и в результате поэтизация обычных предметов и явлений подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащает речь ребёнка.

Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком (2, стр.7).

Особую роль в нравственном воспитании ребенка играют сказки. Они помогают показать детям: как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят"); что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка"). Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах (8, стр.31).

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности. Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки. Они знают кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его. У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью (14, стр. 124).

Одной из задач нравственного воспитания является воспитание любви к Родине. В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей (21, стр.13, 16,17).

В круг детского чтения входит русский фольклор, а также фольклор народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребенка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. В своем литературном развитии ребенок должен идти от литературы своего народа к детской мировой литературе (16, стр.27). Сравнение фольклорных произведений разных народов дает возможность не только формировать определенные представления о характерных национальных особенностях устного творчества, но и воспитывает глубокий интерес к анализу этих особенностей, понимание ценности фольклора каждого народа, которая определяется наличием общих переживаний, стремлений, единых нравственных позиций (21, стр.16).

Волков Г.Н. отмечает познавательную роль фольклора: «Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи» (3, стр.122).

Слушание произведений народного творчества дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Так, на примере известной и всеми любимой сказки «Колобок» можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа (колоб) и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа, пояснить понятия «амбар», «сусек», «пряжить». Знания, приобретенные детьми путем знакомства с этимологией слов, назначением предметов, помогают им делать обобщения и умозаключения, расширить свой кругозор. С помощью фольклорных произведений детей можно познакомить с одним из ведущих признаков народа, отличающим его от всех других народов, а именно с языком (можно продемонстрировать, что языки, как и их носители, т.е. народы, могут быть похожими, родственными, а могут и отличаться друг от друга). (15, стр.24,26)

В фольклоре отчетливо просматривается идея гармоничной взаимосвязи человека с природой, которая возникла из гармонии самой природы и понимания необходимости приспосабливаться к ней и преобразовывать ее. Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться. Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, так как проходило это действо всегда на природе. Таким образом, экологическое воспитание , воспитание любви к родной природе также может опираться на народную педагогику (12, стр. 42-44).

Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей , но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге "От двух до пяти" говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки» (22).

Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К.Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь (20, стр.298).

Использование устного народного творчества в приобщении

дошкольников к традиционной семейной культуре.

Семья является для ребенка первым и ближайшим окружением. В семье дети приобретают опыт общения, учатся жить среди людей, постигают понятия добра и зла.

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и соблюдать определенные нравственные нормы поведения, как в социуме в целом, так и в семье в частности. Мы сами, наш пример, и вся окружающая действительность учит этому.
А вот как сделать этот стихийный процесс целенаправленным? Этот путь лежит через художественную литературу. Потому что искусство, литература – богатейший источник, помогающий формировать у детей духовно-нравственные ценности.
Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа. Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.

Издревле ценность семьи и традиционных семейных отношений строились на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании. Во главе всего стояло отношение к матери как одной из главных святынь . Образ матери, колыбельные песни, спетые ею; рассказанные сказки, потешки и пословицы, ее поведение по отношению к мужу, родителям и другим детям несли важную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни. Через материнскую поэзию ребенок познавал родную речь, природу, главные этические заповеди, эстетические представления, развивался умственно и духовно.

Наиболее значимыми и приемлемыми для детей дошкольного возраста в семейном воспитании являются следующие элементы устного народного творчества:

1) Поговорки и пословицы - как правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают мысли народа, его взгляды на явления общественной жизни. Конечной целью пословиц и поговорок всегда было воспитание.

2) Загадки – наиболее значимый компонент обучения и воспитания детей, в которых исторически вкладывался смысл отношений между членами семьи. Они развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности.

3) Потешки - Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которым руководит слово, которое в потешке неразрывно связано с жестом. Потешки помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.

4) Сказки – в сказке зафиксированы «неумирающие ценности человеческой жизни». Дети воспринимают сказки буквально. Даже если они не верят в существование тех или иных персонажей, они напрямую усваивают ту картину мира, которую нашептывает сказка как бы между строк. Сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Духовное наполнение любой семьи – основа нравственного воспитания детей. Задача, которая стоит перед дошкольными учреждениями, помочь современным семьям сформировать традиционный уклад жизни, который поможет возвращению семьи к решению задачи духовно-нравственного характера.

В дошкольных учреждениях весь фольклорный материал распределяется с учетом возрастных возможностей детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее внимание уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей наряду с усложнением других видов устного творчества знакомим с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями.

Вся работа с детьми по ознакомлению с устным народным творчеством проводится в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов (умывание, кормление, сон, прогулка и др.) и самостоятельной деятельности детей во всех возрастных группах. Правильно подобранная потешка, помогает устанавливать доброжелательную атмосферу в группе, вызывает эмоциональный отклик у детей, воспитывает положительное отношение к режимным моментам, делая их для ребенка более интересными. При этом используются самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы, способствующие возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества.

Это:

Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций, игрового поля по сказке, показ слайдов, видеофильмов и диафильмов,

Демонстрация иллюстраций и картин,

Показ способов действий,

Коллективное чтение,

Заучивание наизусть по ролям с детьми среднего, старшего возраста, сочинение сказок,

Игры-драматизации, игры-инсценировки,

Дидактические и настольно-печатные игры,

Упражнения в проговаривании, звукоподражание,

имитация действий.

При этом большая роль уделяется выразительности речи самих педагогов, так как интонация нежности и заботы прекрасно отвечают цели: воспитанию доброты, заботы и любви к живому, даже если это пластмассовая игрушка.

Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с потешек и колыбельных песенок, которые вводят ребенка в мир, учат его жить.

С приходом в детский сад у детей начинается адаптационный период, представляющий значительные трудности. При этом многие дети становятся плаксивыми, беспокойными, замкнутыми, тяжело расстаются с родителями. И вот здесь на помощь приходят потешки. Утром, во время приема, педагоги встречают детей с яркой красочной игрушкой (кошечка, собачка, петух, и т.п.), чтобы переключить внимание ребенка на нее и сопровождают ее движения чтением потешки.

Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок. Детям дается возможность рассмотреть, рассказывается о персонаже потешки, объясняются новые слова. Педагоги ставят перед детьми задачу не только запомнить потешку, но и обыграть ее. Малыши всей группой учатся двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д. в зависимости от того о ком потешка. С помощью потешки малыши учатся не только движению, но и пониманию того, что такое хорошо, а что такое плохо. Например: «Маму дочка слушайся», «Ты водички не принес»

В более старшем возрасте потешки используют как пальчиковые игры, что позволяет приучить ребенка к совместному образу жизни, к коллективу. Только установив эмоциональный контакт и создав положительную атмосферу в группе, можно начинать прививать детям представления о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Ещё один вид малых форм словесного народного творчества - это загадки.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Игра в узнавании, отгадывании, в разоблачении того, что спрятано и скрыто. Загадки используются на различных занятиях, а также на прогулках и в совместной деятельности. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности, умственного напряжения решить поставленную перед ним задачу. Это развивает мышление, пытливость, наблюдательность. Вместе с тем загадки дают нам возможность вести беседы на нравственную тематику: «Как нужно заботиться о домашних питомцах», «Как не обижать наших братье меньших».
В более, старшем возрасте используются пословицы и поговорки. Их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу также используем во всех процессах воспитательной работы.
Например: Одеваясь на прогулку, медлительному ребенку можно сказать: «Семеро одного не ждут»; на занятиях по аппликации при неаккуратности, спешке в работе: «Поспешишь - людей насмешишь» и т.д.

Некоторые пословицы содержали в себе поучение, выраженное иногда в прямой форме, например: «Играть - играй, да дело знай», иногда в форме иронии, насмешки: «Хороша дочь Аннушка, коли хвалят мать да бабушка». Некоторые поговорки давали меткую характеристику человеку или его деятельности: «Наш пострел везде поспел», «всё готово, да бестолково». Дети легко запоминали пословицы и поговорки и использовали их в повседневной жизни. Таким образом, пословицы и поговорки помогают прививать детям нравственные нормы поведения, показывать им моральные эталоны.

Помогают в работе по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств считалки - это истории, придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным, Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки. Чаще всего считалки используем при проведении подвижных игр на свежем воздухе.

Большое внимание уделяется русской народной сказке. Она помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Помогает расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также сформировать духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Сказки лучше не читать, а рассказывать, глядя на детей, особенно это важно для детей младшего возраста, потому что дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к ее персонажам. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, можно использовать образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Под впечатлением услышанной сказки у детей возникает естественное желание показать действие персонажей: как шел медведь, прыгал зайчик, для этого разыгрываются с детьми пластические этюды с использованием ряженья, где каждое выразительное движение сопровождали меткой характеристикой: лисичка красивая, игривая, хитрая, а лягушка прыгает, растопырив лапки, шлепает по болоту, простодушная, добрая.

В старших группах для развития эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества, раскрытия своих творческих способностей, педагоги предлагают детям поиграть в сказку, чтобы почувствовать себя ее героем, волшебником, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации, поэтому через сказку дети учатся быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Детей увлекает очарование вымысла, быстрая смена событий в сказке, необычность приключений и обязательная победа Добра над Злом.

С помощью сказок у детей формируется умения быть дружными трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми («Ховрошечка», «Царевна Лягушка»).

Широко внедряя в свою работу народные игры, песни, хороводы,педагоги привлекают внимание своих воспитанников к мысли о таких нравственных понятиях, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране. Это такие всем известные игры, песни, хороводы как: «Гуси-лебеди», У медведя во бору», «Кошки-мышки», Коршуны и цыплята», «Жмурки». «Золотые ворота», «Просо», «Заинька», «Как у наших у ворот», «Тень-тень-потетень» и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества, где радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игры всегда образны и сопровождаются потешками, считалочками, забавными запевалками, в играх можно проявить смекалку, ловкость, чувство товарищества и просто любознательность.

Не остаются забытыми и календарные праздники: Рождество (Святки), Масленицу (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых цветов), Петров день (Сенокос) и др., непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, хороводы, песни, где дети опять же соприкасаются с духовным миром русского народа, его традициями.

Всю работу по развитию у дошкольника нравственных качеств педагоги проводят вместе с родителями: сообщают им о достижениях и проблемах детей, консультируются с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, обучаем самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.

Родителям даются рекомендации по проработке, по прочтению конкретной сказки. Родителям предлагается вместе со своим ребенком нарисовать иллюстрации к заданной сказке, помочь ребенку пересказывать сказку, обсуждая смысл сказки и эмоции, ею вызываемые и т.д. Проводятся консультации для родителей «Искусство запрещать», «Советы ребенка родителям».

От того, насколько наши дети будут доброжелательны, трудолюбивы, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребенка в жизни, становление его как личности.

Материалы для работы с детьми

Сказки
Старый отец
(Белорусская народная сказка)
В прежние времена было так: как состарится отец, завезет его сын в глухую пущу да и бросит там...
Вот однажды повез сын отца в пущу. Жаль ему отца – сильно любил он его, да что поделаешь! Не повезешь – люди засмеют, старых обычаев, скажут, не держится. Еще из села прогонят...
Едет он невеселый, а тут отец и говорит ему:
– Неужто ты, сынок, меня, старого да хворого, одного в лесу бросишь?
Подумал сын, утер слезу и говорит:
– Нет, батько, не брошу. Но для людей хотя бы надо это сделать. Ночью я за тобой приеду и буду тебя до самой смерти в темной каморе держать, чтоб никто не видел.
Так сын и сделал.
Когда настала ночь, он привез из пущи отца и спрятал его в темной каморе.
А случилось несчастье – град все жито побил, и нечем было новое посеять.
Пришел сын к отцу в темную каморку, жалуется:
– Что делать? Не посеем жита – в будущем году без хлеба останемся.
Отец говорит:
– Нет, сынок, доколе я жив, без хлеба мы не будем. Слушай меня. Когда ты был еще маленький, я гумно строил. А был в том году большой урожай. Вот я необмолоченным житом гумно и накрыл. Сними стреху, обмолоти – и будет у тебя зерно на посев.
Сын так и сделал. Снял стреху с гумна, обмолотил и посеял осенью жито.
Дивуются соседи: откуда это он зерно достал? А сын молчит, ведь нельзя же признаться, что это старик отец ему помог.
Подошла зима. Нечего есть. Опять идет сын к отцу в темную камору.
Так, мол, и так, говорит, придется с голоду помирать...
– Нет, – говорит отец, – с голоду мы не помрем. Слушай, что я тебе скажу. Возьми лопату да покопайся в хате под лавкою. Там, как был я еще молодой, закопал немного денег про черный день. Жизнь, сынок, прожить – не поле перейти: все может случиться. Так я думал, так и делал.
Обрадовался сын, выкопал отцовы деньги и купил зерна.
И сам с семьей ест, да еще и соседям занимает. Вот они и спрашивают у него:
– Скажи нам, брат, откуда ты хлеб достаешь?
Признался сын:
– Отец, – говорит, – кормит меня.
– Как же так? – дивуются соседи. – Ты же отвез своего отца в лес, как и все добрые сыновья!
– Нет, – говорит, – я сделал не так, как вы делаете, а оставил отца у себя век доживать. Вот зато, как пришла беда, отец мне и помог.
У старых людей ума больше, чем у молодых.
Перестали с той поры сыновья отцов своих в пущу отвозить, а стали их под старость уважать да кормить.

И. Друцэ
Семья.
Когда над деревней бушуют грозы, и грохочет гром, и сверкают молнии, и со стрехи потоками стекает вода, тогда Бобочел, забившись в угол, думает: конец, на этот раз им не выдержать. Но им повезло – отец у них сильный и ловкий. Выстроенный его руками дом на редкость крепок и упрям. В конце концов, бури стихают, небо проясняется, в окно редко когда ударит заблудившаяся капля дождя.
Когда наступают большие зимние холода, и воют метели, и трещит чердак от мороза, тогда Бобочел, спрятавшись на теплую печь, думает, что теперь уж конец, на этот раз всем им конец. Но вот с улицы доносится слабый старческий кашель, слышны шаги, и в дом входит дедушка с большой вязанкой хвороста. Поздоровавшись, он тут же опускается возле печи, разводит в ней огонь, и, оттого, что душа у него добрая, огонь, который он разводит, разгорается сразу и горит дружно, со звоном. И стихает метель.
Когда в пути настигает холод или жажда, Бобочелу кажется, что силы покинули его
и ноги не донесут до дома. И тогда в этом отчаянии откуда-то перед ним вырастает образ матери, которая говорит, что все это глупости, сил у него много, что он, пожалуй, еще столько же смог бы пройти. И Бобочел идет, и сам удивляется, потому что силы у него, оказывается, еще есть. А там, глядишь, и сам дом – полная чаша, выходит ему навстречу.
Когда опускаются густые сумерки, а в доме еще не включают свет, Бобочела охватывает грусть. Ему кажется, что в этом сумраке они потеряют друг друга и ничего хорошего и светлого не будет в его жизни. Но вот в дом влетает сестра:
– Вы чего засиделись в темноте?
Тут же включает свет, и, оттого, что она веселая и красивая, свет тоже такой же веселый и яркий.
И как-то поразмыслив над всем этим, однажды за ужином Бобочел подумал вслух:
– А здорово мы придумали, чтобы жить вот так, вместе.
На что отец, улыбнувшись, ответил:
– А иначе и не могло быть. Иначе бы и семьи не было.

Лев Николаевич Толстой.
Два брата.
В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было, у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть.
Одною осенью поспел у них хлеб, они убрали и поделили поровну зерна.
Пришла ночь. Лег старший брат; не спится ему. Он думал: «Хорошо ли мы хлеб поделили? У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо. Пойду и подложу ему своих зерен». Так и сделал.
Не спалось ночью и младшему брату. Он думал: «Хорошо ли мы с братом хлеб поделили? Мы-то с женой молодые; дети нам на помощь растут; а брат с женой одинокие, постарше нас. Надо ему хлеба от себя прибавить». Задумал и сделал.
Днем смотрят братья: зерна не убыло. Подивились, но друг другу ничего не сказали.
И так несколько ночей подряд братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал.
С тех пор еще крепче стала любовь между братьями. И прожили они счастливо до глубокой старости.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Любовь да совет – так и горя нет.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Ссора в своей семье до первого взгляда.
Русский человек без родни не живет.
Баба, бабушка, золотая сударушка!

Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.
Братская любовь пуще каменных стен.
Нет такого дружка, как родимая матушка.
При солнышке тепло – при матери добро.
Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Ведь среда, в которой растут дети, представляет собой хаотичный набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно. Что-то должно быть в жизни особенным. Этим особенным для наших детей должна являться родная русская культура.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям;

приобщение детей дошкольного возраста к духовным ценностям русского народа, воспитание национального достоинства детей.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека - в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знаем наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. очень поверхностно.

Внимание к фольклору, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, проявляется в последние годы особенно активно в социально-педагогической среде. Это связано с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи национальной культуры из поколения в поколение.

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г.Белинский

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.

Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д.Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С.Виноградов, В.И.Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.

Фольклор является бесценным национальным богатством. Это огромный пласт духовной культуры народа, который складывался коллективными усилиями многих поколений, на протяжении многих столетий. На современном этапе национального возрождения необходимо вернуться к тому, что было достигнуто нашими предками. Произведения народного искусства отшлифовывались веками, поэтому « сила воздействия фольклора на ребёнка в совершенстве формы и яркости средств музыкальной выразительности, в единстве идеи и эмоций».

Как известно, фольклор - это основное средство народной педагогики. Народная педагогика - это вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений и идей, взглядов, мнений и убеждений, а также навыков и приемов народа по вопросам развития воспитания и обучения подрастающего поколения, отраженных в народном творчестве. Это и менталитет нации по отношению к подрастающему поколению, и воспитательные традиции в семье и обществе, и связь и преемственность поколений.

В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, немилосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством русского фольклора развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство - это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Русский народный фольклор - это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять - кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.

Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.

Богатство и многообразие природы, труд и быт народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

Сказки, загадки, поговорки, пословицы - устное народное творчество представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа.

Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его натуры.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ, навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Народная игрушка давно вошла в быт детей и стала настолько обычным явлением, что нужно специально указывать на неё как продукт народного творчества. В самом деле, кто отличал среди детских игрушек полированные яркой окраски шары, пирамидки, цилиндры? Разве только отдельные образы остановят на себе взор своей необычной формой, удивительной раскраской - это дымковские и городецкие кони, свистульки, знакомые взрослым по воспоминаниям из детских лет. В народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии.

Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера.

В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни.

В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Выделяется забавная игрушка, радующая детей свистом, писком, действием. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки.

Интересны также игрушки для развития движений - каталки, мячи, бабки, городки и т. д.

Изобразительное народное искусство именно через народную игрушку непосредственно адресовано к детям. Всё в ней обращено к ребёнку её содержание, форма, окраска.

Самая основная, сильная сторона сюжетной народной игрушки, которой она обращена к ребёнку, состоит в условности её изображения. Условность изображения опирается на определённую отработанность тех средств и способов, которыми создаётся игрушка. Будет ли это изображение коня, птицы, человека всё решается традиционно выработанным средством. В результате в игрушке остро выступает задуманное. Подробности дополняются воображением; эта игрушка рождает детскую фантазию, а вместе с нею и детскую игру.

Взрослые, может быть, хотели бы видеть в игрушке нечто другое, но ребёнка привлекает именно её предельная простота и ясность.

Раскраска народной игрушки представляет одно из её неоспоримых достоинств. В состязание с ней не всегда рискнёт вступить современная фабричная игрушка до того живы, ярки, по-детски выразительны её рисунки и краски.

Городецкая деревянная игрушка разнообразна по тематике: люди, лошади, пароходы и т. д. Выразительность формы, яркие, живые краски, наивный «детский» орнамент всё это придаёт игрушке оригинальность, свежесть.

Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в истории народного творчества. Удивительная простота сюжета, чёткость формы сочетаются с живой раскраской. Более «детскую» игрушку трудно придумать.

Матрёшка, русская красавица Чем она привлекает? Своей простотой и яркой росписью. Прелесть матрёшки не только в её красочности, но и в занимательности. Всех восхищают и удивляют куклы, вложенные одна в другую. Выражение лица у каждой матрёшки своё.

Наиболее известны семёновские и загорские матрёшки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

Хохлома отразила в себе всё богатство и всю красоту нашей природы. Всем сердцем любя родную сторону и любуясь ею, люди издавна не только воспевали в песнях и сказках её красоту, но и создавали домашнюю утварь, украшали её яркой нарядной росписью, в которой оживали картины природы.

Богородская резная игрушка. В ней всё живо, всё близко малышу - и сюжет, и образ. Фигуры животных переданы тонко, выразительно, жизненно верно. Очень силён познавательный элемент богородской игрушки. Через неё ребёнок получает верное представление о животных и разных предметах.

Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:

  • Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам народного декоративно-прикладного искусства, воспитание у детей желания заниматься подобной деятельностью.
  • Формирование обобщённых знаний и умений:

Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.;

Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.

  • Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.

Первая и вторая задачи предусматривают ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками - материалом, из которого изготавливаются изделия, особенностями росписи, историей промысла. С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия.

Вторая и третья задачи предусматривают обучение детей приемам декоративного рисования. При этом точное повторение всех элементов в росписи не главное.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.

Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки.

Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.

Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Первый женский сайт