Первый женский сайт

Интервью с Виталием Тевелевым, детским и подростковым психотерапевтом, специалистом по детскому аутизму.

- Есть ли какие-то основные признаки, по которым года в 2-3 можно понять: с ребёнком что-то не так? Могут ли родители определить это сами, без специалистов?

У великого детского врача-воспитателя Януша Корчака, расстрелянного фашистами вместе с подопечными, сказано, что интуиции матери нужно доверять в первую очередь. Корчак вспоминал, что приводит порой такая мама на обследование ребенка, а он ничего не находит. Мать настаивает, а он только пожимает плечами, считает, что женщина мнительна, придумывает ребенку несуществующие недуги. А потом у ребенка вскрывается болезнь, которую он как врач не заметил, а главное - к мнению матери не прислушался.

Основной признак, по которому можно определить уже в 2-3 года, что с ребенком «что-то не так», - это странности развития, которые всякая мать ощущает интуитивно. Объяснить не может, понять не в состоянии, но чувствует.

Какие странности? Ребенок «не дотягивает» до других деток, с которыми встречается в садике или на площадке. Он как-то «не так» говорит или не говорит совсем, не так ползет, садится, ходит. Не смотрит в глаза, много и как будто беспричинно плачет. Сон ребенка беспорядочен, а в еде он чересчур привередлив. С трудом берет мелкие вещи и не удерживает их в руке. С трудом бегает, ходит, а то и вовсе не ходит… Перечислять можно долго, заподозрить неладное - быстро. Конечно, всякий ребенок имеет право на индивидуальный темп развития, но в какой-то момент родителей начинает тревожить развитие малыша по сравнению с другими детьми. Могу дать лишь общие советы, относительно наблюдений за ребенком.

Анна Фрейд, любимая дочка Зигмунда Фрейда, отца современной психологии и психоанализа, занималась исследованием поведения детей и предложила следующую классификацию направлений развития:

  • биологическое,
  • когнитивно-эмоциональное,
  • социальное.

Именно на эти три направления родителям и следует ориентироваться.

Если описать кратко:

  • биологическое направление развития - все физическое, физиологическое (сон, еда, сенсо-моторика);
  • когнитивно-эмоциональное направление - речь, проявление эмоций, интерес к игрушкам и к внешнему миру в принципе;
  • социальное направление - стремление ребенка к контакту и его адекватность.

Естественно, родители не должны знать все особенности развития ребенка на каждом этапе. Но, повторюсь, стоит прислушаться к своей интуиции и не отмахиваться от тревог - скорее всего, они возникли не на пустом месте. И, конечно, с этими наблюдениями стоит обратиться к специалисту.

- Какие самые частые причины обращения мам из России и СНГ к израильской медицине? Насколько это масштабное явление?

Обращаются с аутизмом, задержкой речи, психики, гиперактивностью. Ближе к подростковому возрасту обращаются с депрессией, тревожностью, анорексией, булемией, би-полярным расстройством.

Вообще, приезжают со всеми проблемами, но уже в очень запущенном состоянии - ведь люди же не бросаются сразу лечиться за границу. Сначала районный врач, местные частные клиники, психологи и хорошо, если так, а не колдуны и экстрасенсы… Ведь основная проблема в глубинке - найти необходимых специалистов. Так что потом едут по столицам - Москва, Петербург. Порой недоумеваешь, неужели и в столице не смогли помочь? Казалось бы, такое простое расстройство! Потом, может, в Китай еще съездят, за китайской народной медициной. К сожалению, только когда все уже испробовано, едут к нам. Лучше бы уж сделали это сразу, быстрее бы вылечили ребенка. Чем быстрее начать лечить, тем меньше разовьется болезнь, легче восполнить ущерб, нанесенный психике ребенка.

Важно не только быстро начать терапию, но и довести ее до конца. Психические расстройства не лечатся в один присест! Фактором риска может быть генетика, экологическая обстановка, даже социальная среда: садик, школа, родственники. За месяц-два-три пребывания у нас в клинике мы стабилизируем состояние маленького пациента, убираем явные симптомы заболевания, учим родителей азам ухода, заново запускаем здоровый ход развития ребенка. А уж дальше родители должны продолжить начатое дома. Но для этого нужны специалисты: детские психологи с когнитивно-поведенческой подготовкой, психологи развития, логопеды-эрготерапевты, ориентированные не на мехническое развитие моторики, а на развитие речи и контакта через игру и общение. Мы неоднократно сталкивались с тем, что, вернувшись в Россию, родители не могут найти лекарства для продолжения лечения. Так что обязательно нужны адекватные психиатры, которые не будут пичкать таблетками времен советской карательной психиатрии или непонятно откуда взявшимися препаратами, которые и лекарствами-то не являются, так как не проходят гемато-энцефалический барьер (физиологический барьер между кровеносной системой и центральной нервной системой - прим. ред.) .

- Что в ваших подходах, методах такого, что россияне не находят на родине?

Мне кажется, там с советских времен основной упор делался на биологическом подходе. Сам по себе он неплох, просто недостаточен для эффективной помощи. Думаю, все началось еще 30-х годах прошлого столетия, когда химия казалась всемогущей. Психотерапии (кроме гипноза) не было, их место занимала коммунистическая идеология.

По нашим пациентам мы видим, что тенденция биологического подхода сохранилась и по сей день. Деткам предлагают в основном лекарства. А если не помогают одни лекарства, предлагают другие. Это очень ярко показано в фильме «Похороните меня за плинтусом», где гомеопат в почтенной тишине готовит чудо-капли замордованному своей семьей ребенку.

Но психические расстройства и поведенческие проблемы у детей включают в себя и биологические, и психологические, и социальные аспекты. Ребенок развивается в социуме, на его физическое и психическое развитие влияет множество факторов, и тривиального биологического решения проблемы просто не существует.

Преимущество нашего лечения в том, что оно комплексное. Руководитель группы по результатам консилиума устанавливает цели и контрольные сроки лечебного процесса, после чего все специалисты начинают работать сплоченным коллективом. Врачи в такой группе постоянно обмениваются друг с другом наблюдениями. Никто не боится сболтнуть лишнего, да и не бывает такого - мнение каждого специалиста крайне важно, ведь планы лечения корректируется в соответствии с результатами прошедшей встречи.

Еще один принципиальный момент: чтобы мы смогли за крайне короткий срок добиться ощутимых улучшений, все специалисты (психотерапевт, эрготерапевт, логопед, психиатр, невролог) используют когнитивно-поведенческий подход. Почему? Хотя у каждого симптома есть своя биологическая причина, далеко не всегда ее возможно определить. А вот психологическую причину на уровне когниций, эмоциональных реакций и поведенческих паттернов можно установить очень четко. А дальше уже начинается терапевтическая работа по результатам диагностики.

Израиль - теплая страна, причем не только в климатическом, но и в эмоциональном плане. Я каждый день прихожу на работу : у меня из окна открывается вид на пляж. В такой атмосфере и детям, и родителям очень комфортно, они расслабляются, успокаиваются. Многие успевают даже загореть, пока проходят у нас курс лечения! Мы с коллегами считаем, что туристическая и пляжная программа - тоже часть терапии, как для пациентов, так и для их семей. Это, конечно, второстепенный фактор, но не стоит его недооценивать. В приятной курортной атмосфере, когда пациентов не дергают, не загоняют в очереди, не мучают неопределенностью, не тянут время, у людей сразу появляется чувство, что они выздоравливают - и так оно и происходит на самом деле.


И еще несколько слов об Израиле: здесь совсем не сложно встретить на улице людей с ограниченными возможностями - для них здесь создана комфортная среда, чего пока нет в России. Увидите много пап, играющих со своими малышами; не то чтобы мамы забросили воспитание, просто здесь и папам очень важно повозиться со своими детьми. Отношение к тем, кто слабее: детям, старикам, инвалидам - здесь очень теплое и заботливое.

Все это отражается и в лечебной работе. Наш пациент - это не «еще один ребенок, которому нужно что-то назначить и побыстрее избавиться». Мы и после окончания лечения продолжаем следить за состоянием нашего пациента, звоним, интересуемся, советуем, пересылаем лекарства, если надо; ведем работу с родителями дистанционно - практикуем телемедицину. Наверное, поэтому к нам и едут!


- В среднем о каких сроках лечения и ценах идет речь?

Лечение длится от месяца до трех. Если мы назначаем медикаментозные препараты, то сможем в полной мере оценить их действие только через три недели, после чего иногда требуется корректировка назначения, изменение дозировки. В случаях, связанных с расстройствами аутичного спектра, мы назначаем психотерапию, порой сопровождающуюся работой эрготерапевта, логопеда или АБА-терапевта. Первые результаты видны через неделю-две, но этого, конечно, недостаточно; нужен еще месяц и даже два для закрепления достигнутого. Ведь наша задача не просто убрать симптомы, но добиться, чтобы не было регресса после возвращения домой.

Мы исходим из того, что, приехав обратно, в свою страну и город, родители не всегда найдут нужных специалистов для продолжения работы с ребенком. Поэтому считаем, что мать, прошедшая у нас инструктаж, и будет самым лучшим психотерапевтом для ребенка у себя дома. Отсюда и цель обучить родителей как можно тщательнее, а для этого тоже нужно время… Если у родителей нет возможности остаться на срок больше месяца, мы формируем программу дистанционного лечения или коррекции.

Цены - вопрос очень индивидуальный. Зависит от заболевания, обьема диагностических и лечебных мероприятий, срока пребывания и ряда других факторов. Я не занимаюсь финансовыми вопросами, поэтому не могу дать заочно точную оценку, но в клинике «Мацпен», где я заведую психотерапевтическим отделением, примерные цены для терапии каждого заболевания указаны на сайте. Например, лечение аутизма - информация по срокам и ценам . По эпилепсии - .

- Как быть с лекарствами? Покупать в Израиле? Есть ли аналоги в России? Какие в Израиле цены на лекарства?

Невозможно (да и не нужно) перечислять сейчас весь ассортимент израильских аптек. Полагаю, будет проще, если я отвечу на конкретные вопросы читателей, заданные в комментариях. Но должен отметить, что практически у любого препарата, который прописывают в нашей клинике, есть аналог, разрешенный в России. Мы всегда выясняем этот вопрос и даем пациентам полную информацию.

И все же наши пациенты стараются купить лекарства в Израиле. Мы иногда принимаем пациентов, которых, на первый взгляд, лечили правильно, но симптомы не исчезали. Или мы в клинике подобрали пациенту лечение, есть улучшение, а через какое-то время после возвращения домой и переход на российский аналог препарата наступило ухудшение. Чаще всего причина в поддельных лекарствах. В Израиле такого просто не бывает, поэтому общая рекомендация - покупать лекарства здесь. При необходимости наш отдел обслуживания организует доставку лекарств в страны СНГ.

Можете рассказать какие-то истории из практики с российскими или украинскими мамами: с чем приезжали, как лечили детей, чем всё заканчивалось?

Пять лет назад к нам обратилась мама четырехлетнего ребенка, страдающего аутизмом. Живут они в российской глубинке и, кроме диагноза, никакого узконаправленного лечения не получили. Ребенок отвечал всем диагностическим критериям аутизма: был агрессивным, кричал, кусался. Не разговаривал, только мычал, в глаза не смотрел, сам на горшок не ходил, не умел играть в символические игры, а просто елозил взад-вперед машинкой. Мама его полностью обслуживала: кормила с ложечки, одевала, умывала. Спать он один тоже не мог, и маме приходилось с ним спать в одной кровати всю ночь, а как только она пыталась встать с кровати, ребенок сразу же просыпался. Надо сказать, что мама очень боялась что-либо сделать неправильно и тем самым усугубить болезнь, поэтому во всем шла у малыша на поводу. Эта милая молодая женщина, далеко не глупая, приехала к нам очень уставшей и задерганной. Она в отчаянии искала любые средства помочь своему ребенку, так как понимала, что чем старше он становится, тем больше усугубляется болезнь.

Мы начали стандартную программу по методике поведенческой терапии - AБА (ABA) терапии. К ней была добавлена работа логопеда и эрготерапевта. Психиатр подобрала успокоительные средства, чтобы улучшить концентрацию внимания ребенка.

За первый месяц лечения, как и ожидалось, мы убрали агрессивность на 99%. В поведенческой терапии есть методы анализа поведения, позволяющие выявить причину агрессивного поведения, обнаружить стимулы, вызывающие агрессию, и найти подходящие поощрения, помогающие научиться новому спокойному и адаптивному поведению. Мама уже за две недели научилась замечать опасные стимулы и исключать их. Таким образом, уже через месяц ребенок не кричал, не кусался и начал спокойно обращаться к маме и терапевтам.

Поведенческой же терапией за полтора месяца лечения мы развили у ребенка максимум самостоятельного поведения. Составили примерный план выработки определенных навыков и методично начали его выполнять. Конечно же, он путался в рукавах футболки, и попу ему сложно было вытереть. Но он старался что-то выполнять самостоятельно. Начал сам брать еду, открывать йогурты, мыть ручки, чистить зубки... Всего этого он раньше не делал: мама всегда забегала вперед и все делала за него. Маме тоже пришлось научиться останавливать себя, не делать за сына ту работу, которую он может выполнить сам.

Параллельно логопед и эрготерапевт занялись развитием речевых, игровых и сенсо-моторных функций. Стимулами и поощрениями они привили ребенку новые слова и жесты, при помощи которых он уже мог общаться. Он начал здороваться, прощаться, обращаться к окружающим, просить, благодарить. Что-то ему еще трудно было произнести, что-то мог попросить только жестами, но он уже не был ограничен агрессией, криком, истериками, которые изначально были единственным способом привлечения внимания.

Под руководством логопеда и эрготерапевта ребенок начал учиться играть в символические игры. Он мог уже поиграть по темам, раздать различные роли игрушкам; стал пользоваться мелкими предметами - карандашами, кисточками, бусиками - всем, что не мог раньше удержать в пальчиках или держал неправильно. Он стал получать удовольствие от игры с напарником (мама, терапевт) и начал смотреть им в глаза.

Мама тоже училась, как во время терапевтических сессий, так и между ними. Ее задачей было приобрести максимум знаний, чтобы начать применять их еще в Израиле. Мы наблюдали и поправляли ее, если требовалось.

В результате через три месяца мама уезжала с практическими навыками работы с ребенком-аутистом, а мальчик - с развитыми навыками общения, игры и самостоятельного поведения.


- Расскажите подробнее, как вы работаете с родителями, каким именно навыкам вы их обучаете? Какие специалисты работают с родителями? Как проходят занятия?

Практически во всех случаях лечения детей мы работаем и с родителями. Дело в том, что любая лечебная консультация длится час-два. Дальше ребенок уже не может воспринимать информацию в столь интенсивном темпе. Однако важно закрепить приобретенные навыки в свободной домашней обстановке. Для этого психотерапевт и другие специалисты, каждый в своей области, работают с родителями, объясняет, как правильно общаться с малышом в свете его болезни, повторять и закреплять полученные знания, разрешать конфликтные ситуации, словом, как вывести ребенка на орбиту здоровья.

При таких проблемах, как расстройства аутичного спектра, задержка психо-речевого развития, с ребенком и родителями будут работать логопед. Он развивает речь через игру, специальные приспособления, компьютерные программы.

Эрготерапевт нужен для развития сенсо-моторики, улучшения ловкости, увеличения мышечной силы. Поскольку весь процесс идет через игру, то кабинет эрготерапевта напоминает мини-джимбори (лазилки): ребенку должно быть интересно на занятиях, чтобы он захотел что-то выполнять.

ABA-терапевт предлагает специально разработанную программу подачи стимулов и поощрений, побуждающих ребенка выполнять задание. Таким образом развиваются когнитивные, социальные и сенсо-моторные функции.

В каждой терапевтической сессии обязательно участвуют родители. Именно участвуют, специалист полномасштабно вовлекает их в лечебный процесс, постепенно переключая на роль терапевта, ведь наша задача - дать родителям максимум терапевтических навыков. Родители, к слову сказать, рады, что их не отстраняют от процесса лечения.

Также могу посоветовать родителям в качестве информационной поддержки вот этот канал клиники, где я веду прием, на YouTube : периодически я с коллегами записываю небольшие лекции, материалов по аутизму здесь уже довольно много. Возможно, мои короткие лекции о том, как приучить ребенка-аутиста к горшку, как с ним ходить в гости, как развивать мелкую моторику и так далее, помогут вам прямо сейчас. Какие-то материалы у меня представлены .


- Очень интересно узнать, как лечатся, а также как живут с тем, что не лечится, дети из Израиля? Это может быть вполне полноценная жизнь в социальной среде, с образованием и, в дальнейшем, нормальной работой? Существует мнение, что многие детские болезни в Израиле умеют диагностировать ещё при вынашивании ребёнка. Диагностировать, а самое главное - вылечить. Это правда?

Можно сказать, что Израиль - страна для детей. Когда мои студенты опаздывают на урок и объясняют опоздание какими-то проблемами, связанными со своими детьми, мне их упрекнуть не в чем: дети - это свято! Папы активно учувствуют в принятии родов, много занимаются детьми. Здесь разработано огромное количество передовых лечебных и реабилитационных методик, обучаться которым приезжают со всего мира.

Конечно, наша задача как врачей - диагностировать болезнь в самом раннем возрасте. И, если это возможно, то в утробе матери. Есть некоторые хромозомальные заболевания, например, синдром Тай-Закс, которые можно диагностировать на стадии зародыша. В ряде случаев эпилепсию зможно диагностировать во время беременности. И, конечно, мы стараемся аутизм диагностировать к двум годам, чтобы уже в этом возрасте начать коррекционную программу.

Даже если ребенка невозможно вылечить, его постараются максимально интегрировать в обычную жизнь. Заметьте, интегрировать, а не изолировать! Каждого ребенка с физическим недостатком или психическим расстройством постараются ввести в обычный класс обычной школы. Только в окружении здорового коллектива можно будет справиться с детскими проблемами.

Эта статья подготовлена на основании данных, полученных врачами-координаторами Bookimed в процессе работы с нашими пациентами и с авторитетных источников, таких как сайт Министерства иностранных дел Израиля , ресурс Passport Index и т. п. С помощью Bookimed лечение за границей уже прошли более 245 000. человек. Мы помогали им не только с выбором клиники, но и с организацией поездки - покупкой билетов и бронированием жилья, получением визы, заказом дополнительных услуг (трансфера, сопровождения переводчика). Благодаря их отзывам на нашем сайте вы можете убедиться, что мы заботимся о комфорте каждого, кто к нам обратился. Поэтому здесь мы собрали пункты, которые считаем наиболее значимыми в процессе подготовки к поездке на лечение за границу.


Виза/условия въезда в Израиль

Из России, Украины, стран ЕС

- Виза: не нужна, только загранпаспорт, действующий не менее 150 дней с момента въезда.
не более 90 дней подряд.
из Москвы - 4 ч, из Санкт-Петербурга - 4 ч 30 мин, из Новосибирска - 9 ч, из Екатеринбурга - 7 ч, из Киева - 3 ч.

На границе нужно предъявить:

  • бронь в гостинице или подтверждение о стационаре в клинике;
  • приглашение от клиники;
  • билеты с точной датой (дата не должна быть открытой);
  • подтверждение платежеспособности: наличные при себе и банковская карта с PayPass.

Из Казахстана, Беларуси, Узбекистана, Таджикистана

- Виза: нужна.
- Срок действия визы/возможного пребывания в стране: не больше 30 дней подряд и не больше 90 суммарно дней в течение полугода.
- Время перелета в Тель-Авив: из Астаны - 5 ч, из Минска - 3 ч 30 мин, из Ташкента и Душанбе - 4 ч.

Для открытия визы в Израиль нужны такие документы:

  • паспорт;
  • медицинская справка с диагнозом;
  • 2 фотографии формата 3,5х4,5 см;
  • приглашение из клиники в Израиле;
  • справка о месте работы;
  • наличные и банковская карта с PayPass;
  • медицинская страховка.

Сопровождающее лицо

Правила въезда для сопровождающего лица соответствуют правилам для пациента. В приглашении от клиники должна быть информация о сопровождающем.

Для проживания сопровождающего нужно либо забронировать отель рядом с клиникой, либо место в палате пациента. В израильских клиниках есть возможность размещения родственников в палате пациента на отдельной кровати.

Пока сопровождающий ожидает пациента с процедур и консультаций, он может поехать на экскурсию по городу либо пройти чек-ап - пакетное обследование организма за 3-4 часа. Об экскурсии можно договориться на ресепшене клиники, вам предоставят гида или запишут в уже существующую группу. О желании пройти чек-ап сообщите координатору Bookimed, он заранее забронирует для вас время в клинике.

Перелет и проживание

Координаторы Bookimed помогут вам забронировать билеты и номер в отеле или палату в клинике для пациента и сопровождающего лица. Обычно клиники сотрудничают с отелями неподалеку. В нужное время они предоставляют пациентам трансфер на территорию больницы. При желании вы можете сами выбрать любой другой отель.

Мы позаботимся о вашем трансфере из аэропорта и заранее закажем вам такси на время прилета. Водитель уже будет знать, куда вас нужно отвезти, и встретит в аэропорту с табличкой. Подробности о месте встрече вы получите от координатора Bookimed перед вылетом.

Если в аэропорту у вас возникнут какие-то проблемы, подключитесь к Wi-Fi и свяжитесь с вашим координатором.

Переводчик и сопровождающий (со стороны клиники)

Клиника бесплатно предоставит переводчика, который будет сопровождать вас на все процедуры и консультации. Некоторые израильские доктора говорят на русском языке, в каждой клинике есть русскоязычный персонал. Для личных перемещений по городу вы можете оплатить услуги гида, который проведет вам экскурсию по достопримечательностям и другим интересным местам. Если у вас возникнут проблемы или вопросы во время лечения в Израиле, обратитесь к своему координатору Bookimed или сопровождающему от клиники.

  • Соберите все медицинские документы и диски обследований , при наличии - КТ/МРТ, которые скажет взять врач-координатор Bookimed.
  • Личные документы для въезда: приглашение из клиники, загранпаспорт, бронь отеля.
  • Наличные и банковские карты , которыми можно пользоваться за границей.
  • Зарядки от всех устройств, чтобы быть на связи. Если вы забудете зарядное устройство , вам все равно помогут с этим в клинике или отеле, но лучше, чтобы оно было с вами в любой момент.
  • Необходимые препараты и медицинские приборы . Это важно для людей, которым всегда нужно иметь при себе ингалятор или не прерывать курс приема таблеток до того, как врач назначит новую схему лечения.
  • Перед поездкой подключите выгодный тариф роуминга у своего мобильного оператора, чтобы быть на связи. Если у вас не установлены мессенджеры (Viber, Telegram, WhatsApp и др.), узнайте, каким приложением пользуется большинство ваших близких, и установите его.
  • Любые другие вещи, которые нужны вам каждый день .

Что брать не надо:

  • Средства гигиены . Их вам выдадут в больнице или отеле.
  • Продукты питания . Нет смысла забивать чемодан едой из дома, в больнице вас покормят и расскажут о ближайших ресторанах с демократичными ценами.

Одежду, которая вам не пригодится . Посмотрите погоду в Израиле перед вылетом, чтобы не взять с собой слишком много теплых или наоборот легких вещей.

Дополнительные расходы

Рассчитайте сумму на поездку с учетом дополнительных личных расходов, которые возникнут у вас во время пребывания в Израиле.

Ценовая политика страны:

Что нужно проверить перед отъездом домой

Перед отлетом домой по окончании лечения:

  • Проверьте, на месте ли все ваши личные документы для пересечения границы.
  • Соберите все медицинские выписки - привезенные с собой и полученные в клинике за границей.
  • Проверьте, все ли счета в клинике вы оплатили.
  • Уточните у лечащего доктора свое состояние - можно ли вам сейчас лететь на самолете и какие правила реабилитации вы должны соблюдать.
  • Еще раз проверьте билеты, время и место отправления.
  • Осмотрите номер или палату, чтобы не забыть необходимые вещи, например, выписанные за границей медикаменты.

➤ Bookimed - международный сервис по подбору медицинских решений и организации лечения более чем в 25 странах . К нам уже обратилось свыше 130 тысяч пациентов . Наша миссия - предоставить каждому необходимое медицинское решение и оказать помощь на всех этапах: от выбора медицинского центра и организации поездки до возвращения домой.


➤ Мы организуем поездку и будем оставаться на связи с вами 24/7 , чтобы ваш путь к здоровью был простым и комфортным.


➤ Вы не оплачиваете услуги Bookimed - нашу работу финансируют клиники. Подбор решения и организация поездки на ваш счет за лечение не влияют.


Оставьте обращение, чтобы c вами связался профильный врач-координатор Bookimed.

Получить консультацию

Я репатриировался в Израиль из Санкт-Петербурга и у меня есть сын на шкале аутизма.

Первый звонок несчастья

Я жил в Санкт-Петербурге и всё было достаточно стандартно: школа, институт, работа, своя квартира, свадьба, и первый долгожданный ребенок, сын Даниэль, мы были рады и счастливы. Первый звоночек прозвенел когда сыну было 9 месяцев. Мы вечером были дома, обсуждали предстоящие выходные, как вдруг Даня заплакал, его вырвало и мы поняли, что дело серьезное. Вызвали скорую, экстренно забрали его в больницу: диагноз инвагинация (непроходимость кишечника)... но врачи нас обнадежили, все обошлось, операция не сложная 15 мин и зондом все сделали, 3 дня в больнице и все хорошо.

Ребенок развивался нормально, начинает ходить в годик, первые слова, и вторая радость в семье, теперь у меня будет дочка:) И когда сыну 1год и 9 месяцев происходит следующее, снова ребенок плачет, показывает на живот, говорит больно, его многократно тошнит, мы вызываем скорую, доктор сразу забирает его на операцию. Теперь все гораздо серьезнее, операция 8 часов под общим наркозом, с вентиляцией легких, и в реанимации он был 3 дня, потом неделю в обычном отделении, и наконец он дома.

Дома мы сразу увидели изменения поведения сына

Даня перестал смотреть в глаза, пропала речь, Даня был, как будто, не с нами. Попав на прием к неврологу мы все рассказали, и нам было сказано, ждите, ребенок после операции, и мальчики бывают поздно начинают говорить, в общем до 3х лет не страшно, и тут мы немного расслабились, об аутизме даже не думали. Родилась Диана, мы были рады, Данины причуды не уходили, но мы думали отдадим его в садик и все нормально будет, от других детей научится хорошему.

Пошел он в садик, и тут начались серьезные проблемы. В садике он находится не мог, мы начали ходить по врачам, и наконец сыну поставили диагноз - аутизм, это был настоящий шок. Я даже и не знал до этого о таком заболевании. Нас направили на комиссию, дали инвалидность, и Даня пошел в коррекционный садик в группу для коррекции детей-аутистов.

Кстати как выяснилось, на весь 5 миллионный Петербург садиков, которые занимаются коррекцией аутистов всего 2, и максимум они могут заниматься с 50 ю детьми, в общем нам повезло, что было место и Даня туда попал. Персонал в садике был очень хороший, добрые воспитатели, приятная обстановка, но к сожалению, занятия с логопедом были всего 1 час в неделю, и остальные занятий было тоже немного и я стал искать альтернативные варианты коррекционных занятий.

Стал водить Даню на иппотерапию

Это занятия с лошадьми, появился первый прогресс, он стал спокойнее, меньше стало монотонных движений. И зимой 2010 го года, копаясь в интернете, я наткнулся на сайт израильской клиники в Москве по коррекции детей аутистов, позвонив туда мне озвучили стоимость 5 т. евро в месяц и в стоимость не входит проживание в Москве.

И тут мне приходит идея, с 97 го года в Израиле проживает мой одноклассник, с 2006 года мы с ним активно общаемся вконтакте и я начинаю спрашивать у него а как переехать, как тут с детьми аутистами жить, и насколько развита медицина в этом направлении. Выясняется, что с 1988 го года в Израиле существует государственная программа по коррекции детей аутистов, и эта программа одна из лучших в мире.

Мы решаем репатриироваться в Израиль

Дальше все просто: Сохнут, консульская проверка, самолет. Это был первый перелет детей, и жены:) Эмоции просто захлестывали, мы летим в неизвестность, и радовало нас то, что в России мы оставили отчаяние, и отсутствие перспектив для сына. По прилету нас поразило отношение к особым детям тут, в России постоянно сталкиваешься с тем, что особый ребенок это бельмо на глазу у всех окружающих, многие смотрят неодобрительно, а зачастую и советуют, что вы с ним так мягко, дайте подзатыльник и он нормально вести себя будет, здесь все иначе, люди доброжелательны, и как только узнают, что особый ребенок стараются помочь искренне.

В Бен-Гурионе нас встретил мой одноклассник

Мы поехали к нему в дом в Нетании. И началась наша жизнь тут. P.S. интересное совпадение, когда Даня пришел в коррекционный садик ему достался шкафчик мальчика, которого тоже звали Даня, и за 2 недели до нашего прихода они семьей уехали в Канаду.

Поскольку мы репатриировались 27 го октября, то в Петербурге погода была около ноля и дождь, а прилетев в Израиль мы попали в лето 27 градусов и солнце. Но Даня не хотел снимать зимнюю одежду, но встречающий нас сотрудник Сохнута сказал, не переживайте ничего страшного, это меня с женой удивило, и я сказал, если в этой стране так относятся к особым детям, то мы уже приехали в правильное место.

Приехав в Нетанию мы первую неделю жили у друга, он нам очень сильно помог, с ним мы ходили в банк, открывали счет, в больничную кассу, мисрад а-пним (министерство внутренних дел) получали теудат зеуты. И одно из самых важных дел, он помог нам найти квартиру, небольшую 2,5 комнаты но с очень хорошим садом, и полностью меблированную и даже с холодильником и стиральной машиной. Мы заключили договор с хозяином, а друг выступил гарантом.

Оформление лечения

После въезда в квартиру мы начали ходить по врачам и оформлять лечение Дани, и записывать его в детский сад. Мы прошли детского невролога, психиатра, и социального работника, прошли комиссию в битуах леуми Дане дали инвалидность и 2 го января Даня пошел в сад. Получилось так, что не было места в садике для аутистов, и его определили в сад для детей с отставанием в развитии речи.

Для особых детей здесь обязательна подвозка

Подвозка от дома до детского садика (школы) и обратно. И поскольку Даня попал в сад с другим диагнозом, то под него была составлена индивидуальная коррекционная программа. В Израиле корекционные программы для аутистов основаны на АВА терапии. Из садика за неделю он приносил столько поделок, рисунков, и прочего, сколько за месяц не приносил в российском садике. И эти занятия через 3 месяца стали давать результаты, Даня стал гораздо спокойнее, появился контакт глаза в глаза, он стал реагировать на нас, ушли многие ритуалы, а к июню он даже начал на детской площадке контактировать с другими детьми - это был реальный прогресс!

С 1 сентября Даня пошел в специальную школу

Его определили в класс для аутистов где и учится на сегодняшний день. В классе 5 детей и 4 специалиста, не считая приглашаемых учителей (например ИЗО), в школе Даню обучают письму, чтению, музыки, компьютеру, рисованию, математике, танаху, и также проходят занятия по социоадаптации - это походы в супермаркет где дети сами покупают себе необходимые продукты и вещи, оплачивают их и получают сдачу. Также дети занимаются садоводством, обязательно регулярные занятия с животными, общение с обычными детьми, и еще много много мелких заданий, как, например, чистить зубы и уборать в классе. Что касается медикаментов, то тут медикаменты для таких детей назначаются только по необходимости и с 6 ти лет.

Риталин и другие препараты

Для усидчивости в школе и концентрации внимания Дане назначили "риталин", он получает его только в школе, а дома для снижения агрессивности он принимает "клонирит" и "риспонд". Дозировку препаратов подбирали так, что если в момент действия "риталина" ребенок не ест, то "риталин" он получает утром в 8 часов, когда его привозят в школу... до 13 часов действие "риталина" проходит, он обедает, и с 14 до окончания занятий в школе в 16.30 он получает вторую дозу. "Риспонд" и "клонирит" он получает 2 раза в день дома: утром и вечером. Контроль за эффективностью препарата ведет школьный психиатр, наш семейный психиатр и учителя в школе, если какие то изменения в поведении есть, то возможно и изменение дозировки препаратов, или даже их отмена (за последний год дозировка "риспонда" была уменьшена.

Это вкратце наша история о репатриации в Израиль и аутизме. Я могу с уверенностью сказать, что несмотря на трудности жизни в новой стране, здесь Даня изменился к лучшему и ему здесь хорошо. На сегодняшний день он полностью обслуживает себя сам и свободно разговаривает. От "обычного" ребенка, конечно, отличия есть, но настолько небольшие, что если сохранится динамика его коррекции, то через год два его можно будет для обучения перевести в обычную школу

Юрий Мосенжник

Израильтянин, отец ребенка-аутиста, которому очень помогают в Израиле. Надеюсь мой опыт тоже поможет людям.

Я выла в голос, сидя на кровати с пятидневной Светочкой на руках. Я оплакивала свою судьбу, понимая, что назад дороги нет. Что это щекастое, нелюбимое пока дитя ниспослано сверху, и его интересы — самое главное в моей жизни.

Так и случилось. Я забыла себя, превратившись исключительно в маму Светочки. Стала тонкой, натянутой, как струна, женщиной с грустными глазами. Одной из тех, кто вечно ездит по больницам и читает родительские форумы.

Я все знала заранее каким-то необъяснимым образом — и про ребенка-инвалида, и про гибель своего мужа. Моя беременность была идеальной, но предчувствие беды было такой силы, что, родив ребенка и не обнаружив никаких внешних признаков проблемы — разве что у дочки голова была ассиметричной формы, я сильно удивилась.

Моя свекровь — педиатр по образованию — быстро забила тревогу, и, начиная с полугода, мы несколько раз посещали детского невропатолога и специалиста по развитию из израильской больницы Тель-а-Шомер. Нас успокаивали, что низкий мышечный тонус и вздрагивания — это не страшно, задержка развития — тоже, ребенок перерастет.

Я без конца ходила с дочкой к физиотерапевтам-логопедам-трудотерапевтам, но результатов не было. Электроэнцефалограммы, обследования головного мозга и проверки слуха под наркозом, генетические анализы, консилиумы авторитетных докторов... Но вразумительного ответа, что с ребенком, нет. Мои радужные представления о продвинутой израильской медицине исчезли без следа.

Начались поиски альтернативных способов, как помочь дочке. Когда Светочке было полтора года, я научилась выговаривать «кранио-сакральная терапия». Нашла Аллу Гехтман, педиатра преклонных лет, которая владела этим методом. После серии сеансов дочка перестала биться головой об стену, начала улыбаться и делать первые шаги. Потом мы трижды проходили у нее контрольную проверку в два с половиной, три с половиной года и в пять лет. Доктор каждый раз проверяла, что краниальный пульс в норме, хоть и на нижней границе. По ее словам, всё, что могла, она сделала. Но развитие ребенка все эти годы двигалось миллиметровыми шагами. Ни штат специалистов в спецсаду, ни мои попытки развивать ребенка особого успеха не дали.

К тому моменту я знала о докторе Льве Левите много лет, но... Есть ведь масса иных альтернативных способов продвигать ребенка. Я читала об АВА-терапии, биокоррекции, методе и др. Какие-то элементы брала на вооружение, закупалась витаминами и пробиотиками, консультировалась с диетологом. Но продвинуться всерьез всё равно не удавалось.

Когда Светочке было пять лет, я писала в дневнике: «В эту минуту у меня комок в горле и глаза на мокром месте. Мне очень хочется забыться, убежать от реальности, уткнуться в компьютер. Только не видеть регрессию своего ребенка: дочка опять ест землю, берет в рот камни, писает в штаны и игнорирует любые просьбы. Я стучусь в закрытую дверь. Моя аутичная девочка, несмотря на все старания, давно не развивается, и, кажется, я вместе с ней.

Мне постоянно нужна доза, наркотик болтовни. Когда люди говорят со мной, делятся радостями и горестями, я отвлекаюсь, не думаю о своей бесконечной, безразмерной черной дыре.

Я веду дневник. Изливаю все на бумагу, но не более пяти минут за один раз. Как объясняют психологи, для расшатанной нервной системы пять минут — предел.

Мне это помогает, ведь ответы на вопросы у каждого внутри. Начинаю писать, и боль становится тише...».

Однажды мой новый знакомый, биолог-исследователь из Иерусалима, упомянул про Левита и краниальную терапию. Он — отец девушки с тяжелым генетическим заболеванием. У его дочки серьезная мышечная дисфункция, плюс ей пророчили сильное умственное отставание. Но недавно девушка без труда окончила обычную среднюю школу, и давно никто не вспоминает, как каждый глоток еды мог стать для нее последним. Оказывается, они целый год раз в неделю ездили на терапию к доктору. Но прежде чем решились на это — все-таки серьезное вложение денег и сил, мой знакомый и его жена сами легли к доктору на кушетку на пару сеансов. На себе проверили, что краниальное лечение помогает от головной боли.

Одно дело, когда читаешь о докторе в сети, другое — когда о реальных результатах лечения рассказывает твой знакомый.

Перед шестилетием дочки мы впервые отправились на диагностику и сеансы ко Льву Левиту. По просьбе доктора я стала вести дневник наблюдений за дочкой. В первые недели результаты лечения были особенно яркими. Доктор предупредил, что начнется системная очистка организма. И действительно дочка стала в два раза больше писать, какать, сильно потеть, хотя пила и ела, как раньше.

— Не очень понимаю, что за терапия, на которую вы ездите, но продолжайте. Девочка действительно продвигается, — сказала воспитательница дочки. — Она стала более эмоциональной, начала интересоваться детьми.

— Надо же, как волосы блестят! Не то, что раньше, — заметила соседка.

— Как она выросла! Бегает! Прыгает! — воскликнула знакомая, которая давно не видела дочку. — И вы теперь без коляски? Здорово!

Еще несколько месяцев назад я с трудом себе представляла, как можно отправиться к доктору Левиту без коляски, теперь же дочка проходит, а порой и пробегает по четыре-пять километров за день. Возвращаясь из сада, бежит к игрушкам, а не на кухню, где она без конца клянчила еду.

И я слышу из детской всё больше звуков на тарабарском языке, которые еще чуть-чуть — и превратятся в речь. Впрочем, не буду загадывать...

Я повторяю себе, что пока у меня аутичный низкофункциональный ребенок со стопроцентной инвалидностью, и это данность. Что не все продвигаются одинаково. Аутичная девочка Арлет, когда попала к доктору, страдала косоглазием, слюнотечением, не говорила и была крайне агрессивна. За время терапии исчезло, а сама девочка даже смогла учиться в обычной школе. Сейчас она в выпускном классе, владеет тремя языками, любит работать в библиотеке и в детском саду.

Когда отец Идана обратился к доктору, его трехлетний сын был тяжелым аутистом, не понимал обращенную речь, не говорил. Сейчас, через 11 лет, Идан учится в классе для особо одаренных детей. Он заходил к доктору, когда я была в клинике, и похвастал, что сам заработал деньги на каникулах.

Четырехлетний мальчик Шломо в кипе, что лечится у Льва Исааковича те же полгода, что и моя дочка, уже не только говорит слова, но стал составлять предложения. У него за эти месяцы исчезли почти все аутичные проявления. Вы бы видели, как блестят глаза у его мамы!

Впрочем, мне кажется, что у меня тоже заблестели глаза. Перед тем, как сделать эту фотографию, мы забирались по винтовой лестнице на высокую башню, и Светочка справилась. А как она зажигательно смеется!

Личный опыт

Анна Анисимова

Комментировать статью "Путь мамы особого ребенка – в Израиле"

К сожалению, мои хорошие знакомые обращались к нему. Толку ноль, ребенок был и остается тяжелым аутистом.Увы, помогает только ежедневная многочасовая работа, легких путей нет.

17.04.2014 17:01:04,

Всего 18 сообщений .

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на

Еще по теме "Путь мамы особого ребенка – в Израиле":

Кто-нибудь слышит музыку в презентациях об Израиле и Японии? Или это только у меня не слышно? 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье...

Я живу в Израиле. Сейчас у меня такая проблема - мне нужны кубики с русскими буквами или магнитная азбука или и то и другое. 7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых...

33-летняя певица и мама двух дочерей Алсу, вчера, почти в полночь обрадовала поклонников чудесной новостью - она стала мамой в третий раз: "Добро пожаловать в семью, наше маленькое чудо Рафаэль Твоё имя имеет особое значение в нашей Семье. Уверена, ты будешь достойно и гордо его носить! Всем ОГРОМНОЕ СПАСИБО за тёплые слова, пожелания)) Чувствуем себя с малышом хорошо!" В марте 2016 года Алсу и ее муж Ян Абрамов отпраздновали 10-летие со дня свадьбы. У них растут две дочери: старшей...

В Израиле такая концепция воспитания, что ребенка нужно воспитывать с огромным самомнением, и не признавать ничьих авторитетов. Считается, что вот такая свободная нация сможет противостоять арабам, и ничем им мозги не запудрить.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей. Если Вы с семьей собираетесь жить в Израиле, то получение ребенком гражданства - особенно с учетом того...

Дорогие друзья! Приглашаем вас на мастер-класс и семинары-тренинги Натальи Вишня - детского педагога, психолога по творческому развитию, автора книги «Ловушка для вундеркинда», мамы троих одаренных детей. Каждый ребенок – уникальная многогранная личность, и мы, родители, стремимся помочь нашим детям развить все индивидуальные склонности, раскрыть особенные таланты пока еще маленькой личности, найти ее путь к успеху. Получить ответы на многие вопросы, возникающие у целеустремленных родителей...

Еврейские дети. Детские дома. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей И чем это, интересно, некомфортно будет не еврейскому ребенку в Израиле? У него на лбу ничего не написано! Брак?

Заграничная 7я. Жизнь русских за границей: эмиграция, виза, работа, менталитет, воспитание детей. В Израиле, монастырские деятели взяли ему адвоката и сейчас он полноправный гражданин Израиля (получил все репатриантские пособия).

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой Усыновление. Израиль. Всем привет. Очень нужен совет. Прелюдия. Муж - гражданин израиля, я-россиянка, въехала на ПМЖ в декабре 2006.

Заграничная 7я. Жизнь русских за границей: эмиграция, виза, работа, менталитет, воспитание детей. 4) Может ли он через 5 лет после получения вида на жительство получить гражданство, если он не будет постоянно жить в Израиле эти 5 лет?

Смена имени в Израиле. Как быть?. Заграничная 7я. Жизнь русских за границей: эмиграция, виза, работа, менталитет, воспитание детей. Я когда-то слышала, что при оформлении документов (уже в Израиле) можно будет поменять фамилию и имя. Как вам кажется, стоит...

Основные клиники в Израиле для лечения детей входят в состав многопрофильных лечебных учреждений, что позволяет использовать новейшие технологии и подходы к лечению множества заболеваний и врожденных патологий.

МЦ Сураски (Souraski Medical Cente) в Тель-Авиве (старое название - больница Ихилов) имеет в своем составе центр акушерства и гинекологии Лис, детскую больницу Дана-Дуэк и реабилитационный центр Сураски. Благодаря современным технологиям и профессионализму врачей МЦ Сураски заслужил международное признание. А детский медицинский центр Дана-Дуэк считается одной из лучших педиатрических больниц Израиля и известен как ведущий центр детской гематологии, онкологии, нейрохирургии и гастроэнтерологии. Здесь выполняется не только весь спектр лечебных и диагностических процедур, но и сложные кардиохирургические, нейрохирургические и онкологические операции, а также операции по трансплантации органов.

Операционный комплекс клиники Герцлия Медикал Центр также имеет все необходимое для выполнения сложнейших вмешательств – кардиохирургических, онкологических, нейрохирургических, а также для проведения эндоскопического малоинвазивноно лечения различных заболеваний внутренних органов.

Детская больница Сафра (Safra Children"s Hospital) при медицинском центре Шиба (Sheba Medical Center) занимается диагностикой и лечением пациентов-детей от рождения до 16-ти лет и имеет отделения: нейрохирургии, реанимации, гемато-онкологии и трансплантации клеток костного мозга, врожденных пороков сердца, лечения синдрома Луи-Бар (врожденного иммунодефицитного состояния), гастроэнтерологии, иммунологии, ревматологии. Кроме того, в этом лечебном учреждении сесть клиника детской эндокринологии, специалисты которой могут вылечить различные гормональные нарушения у детей, приводящие к ожирению и диабету.

Среди клиник в Израиле для лечения детей необходимо отметить специализированный детский медицинский центр Schneider Children"s Medical Center – детскую больницу Шнайдер (в составе самого большого в Израиле многопрофильного МЦ Рабина в Петах-Тикве). Центр был основан в 1991 году, и сегодня в него входят отделение детской трансплантологии, отделение детской ортопедии, отделение детской урологии, Национальный центр детской онкогематологии, Институт детской кардиологии, Институт детской гастроэнтерологии и питания, Центр развития и реабилитации детей. Больница Шнайдер – это признанный лидер в сфере пересадки детям костного мозга (в том числе и от неродного донора). Восстановление здоровья детей достигается у 80% при остром лимфобластном лейкозе; у 90-95% - при опухоли Вильмса, ретинобластоме и лимфоме Ходжкина; у 80-85% - при лимфобластной лимфоме и медуллобластоме; у 65-70% - при остеогенной саркоме и саркоме Юинга.

Также в детской больнице Шнайдера выполняются микрохирургические операции на мозге, удаляют опухоли в спинном мозге, лечат и исправляют краниальные патологии детей, в том числе синдром Арнольда-Киари, гидроцефалит, сирингомиелии и ДЦП. А Центр детской ревматологии ведет лечение детей с системной волчанкой, ревматоидным артритом, синдромом Съегрена, склеродермией, полимиозитом и полихондритом, реактивной артропатией, энтеропатическим спондилитом, синдромом Бехчета, болезнью Бюргера и болезнью Кавасаки.

Детская больница Майер (входит в государственный МЦ Рамбам) работает с 1986 года и также оказывает современные медицинские услуги во всех областях педиатрии, в том числе гематологии и онкологи, эндокринологии и гастроэнтерологии, нефрологии и урологии, отоларингологии, аллергологии, иммунологии и др.

Стоимость лечения детей в Израиле

Например, стоимость консультации у специалиста-онколога составляет в среднем $650-700; УЗИ органов брюшной полости – около $500, МРТ одного участка тела (к примеру, головного мозга или органов малого таза) – до $2 тыс. А проведение операции стоит от $28 тыс. и выше.

Как вы понимаете, стоимость лечения детей в Израиле различная и находится в прямой зависимости от конкретного заболевания и того объема диагностических и лечебных манипуляций, различных процедур и лекарственных препаратов, которые применяются в лечении. Врачи называют ориентировочную цену, которая может существенно измениться, особенно в случае возникновения каких-либо осложнений.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Первый женский сайт