Первый женский сайт

Урок внеклассного чтения в 1 классе.

Тема: Михаил Пляцковский «Урок дружбы».

Цель урока : формировать навыки выразительного, беглого, правильного чтения, подробно пересказывать; развивать логическое мышление и внимание; воспитывать щедрость, умение признавать и исправлять собственные ошибки.

Материалы и оборудование: телевизор и видеомагнитофон; магнитофон; магнитофонная запись Ванессы Мэй, видеозапись мультфильма «Храбрый заяц»; таблицы для развития внимания; рисунок «Птицы»; текст сказки Пляцковского «Урок дружбы» для каждого ученика; рисунок 3 воробьев: у одного – черный хвостик и черный клювик, у второго – черный хвостик и коричневый клювик, у третьего – коричневый клювик и коричневый хвостик; птички, выполненные в технике «Оригами» у каждого ученика.

    Оргмомент.

Психологический настрой:

- Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями на лбу, носу, ротике, щечках, подбородке, аккуратно поглаживайте, чтобы не спугнуть, поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он любит и ласкает вас. А вы погладьте его и подружитесь с ним. Улыбнитесь ему.

    Проверка домашнего задания. Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий хвост».

Вспомните сказку, которую мы читали на прошлом уроке, и скажите, какие слова лишние?

Как называется эта сказка? Как более кратко можно назвать эту сказку?

А теперь давайте попробуем озвучить мультфильм, который так и называется «Храбрый заяц» и создан по этой сказке.

Как начинается сказка?

Пересказ детей с опорой на мультфильм (звук выключен).

    Работа над новым материалом. М.Пляцковский «Урок дружбы».

Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой Михаила Пляцковского. А вот о ком эта сказка и как она называется, вы узнаете, выполнив несколько заданий – подсказок.

На ню нью? На ню нью.

На ню нью? На ню нью.

На ню нью ? На ню нью.

Как вы думаете, кто может издавать такие звуки? (Птицы).

Б) Посмотрите на картинку и скажите, каких птиц вы видите. А каких птиц на картинке больше всего? Сколько воробьев нарисовано? Наша сегодняшняя сказка о двух воробышках.

В) А вот как их звали, вы узнаете, расшифровав запись.

Итак, теперь мы знаем, что эта сказка о двух воробышках, которых звали Чик и Чирик.

    Чтение учителем сказки «Урок дружбы».

Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю.

Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.

Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!

Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?

Ты, наверно, прав, - ответил Чик. Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:

Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы...


    Беседа по впечатлениям о сказке.

Понравилась ли вам сказка?

Говорят, что сказка – ложь, да ней намек – добрым молодцам урок. Чему учит сказка?

Как можно назвать сказку?

6. Подготовка к чтению сказки. Чтение по кругу.

7.Чтение сказки цепочкой. Дети читают текст по одному предложению.

8. Работа над техникой чтения:

Развитие беглости чтения:

а) чтение через слово ;

Жили воробья: и. Однажды пришла от. Целый пшена. Чик этом словечка сказал приятелю.

я раздавать, то ничего останется, - он. Так склевал зёрнышки. А ящик, то зёрнышек же на. И т.д.

б) чтение только второй половинки слов ;

ли ва обья: ик и рик. ажды ку шла ылка т ушки. лый ик ена. о ик об ом и ечка е зал ему телю.

ли я ено авать ду, то бе его не нется», - умал он. ак и вал се ышки ин.

в) чтение строчек наоборот .

Чирик и Чик воробья два жили. И т.д.

Развития правильности чтения:

А) чтение текста сказки шепотом;

Б) чтение сказки с обычной громкостью;

В) чтение сказки громко.

9. Выразительное чтение сказки.

10. Рядом с предложениями, которые соответствуют содержанию текста, поставь знак + или - .

Чирик получил посылку.

Бабушка прислала посылку Чику.

В посылке были яблоки

Чик сразу поделился с Чириком.

Чирик собрал зёрнышки в пакетик и полетел к Чику.

Чирик был жадным.

Чику стало стыдно.

Проверка выполненного задания. Поставьте себе оценку.

12.Логическое задание: Подумай и напиши имена каждого из воробьев.

У Чика и Чирика коричневые хвостики, у Пика и Чирика черные клювики.

13. Подготовка и чтение по ролям.

Чтение по ролям учащимися.

14. Анализ сказки.

Кто вам понравился больше Чик или Чирик? Почему? А что хорошего ты заметил в Чике, несмотря на его неправильный поступок? Как поступил Чирик? Какое качество характера у него проявилось?

15. Работа над нравственным понятием «Щедрость»

Как вы понимаете слово щедрость?

Быть щедрым – значит уметь дарить, отдавать людям то, чем ты дорожишь, отдавать, не думая о награде, похвале или об ответном даре. Это значит, отдавать без оглядки, всей душой стремиться помочь тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее.

Эмоциональный настрой.

Учащиеся, закрыв глаза, повторяют за учителем слова настроя.

Я щедрый. Я всегда делюсь с друзьями. Я дарю безвозвратно и с радостью. Я знаю, что щедрость как солнце озаряет душу.

Тест «Является ли щедрым человек, который…?»

Учитель читает утверждения, а дети, в случае согласия поднимают руки вверх, в случае несогласия – опускают.

А) всегда делится всем, что имеет

Б) радуется, когда делает подарки

В) замечает, что кому-то нужна помощь и помогает

Г) делая подарки, ожидает что-либо взамен

Д) всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил

Е) не жадничает.

16. Итог урока.

Чему научила вас сказка «Урок дружбы»?

Что бы вы хотели сказать или пожелать Чику?

Что бы вы хотели сказать или пожелать Чирику?

Что бы ты хотел пожелать своим друзьям?

Что бы ты хотел пожелать гостям на нашем уроке? Возьмите птичку, напишите на ней пожелание и подарите нашим гостям. Урок окончен. (под музыку)

Вера Ворончихина
Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературы. Чтение рассказа М. Пляцковского «Урок дружбы»

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Чтение художественной литературы » , «Музыка» , «Физическая культура» , «Художественное творчество » .

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы .

Цели : познакомить с произведением М. Пляцковского ; учить оценивать поступки литературных героев с нравственной точки зрения; развивать умение с помощью мимики создавать выразительные образы; формирование навыка рисования контура предмета простым карандашом с легким нажимом.

Планируемые результаты : различает жанры литературных произведений ; пересказывает содержание рассказа ; эмоционально реагирует на литературное произведение , сопереживает героям рассказа .

Материалы и оборудование : портрет М. Пляцковского , картинка воробья, маска воробья, карандаши, задание на листе бумаги, песня «Улыбка» , магнитофон.

1. Организационный момент.

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем

Ни минуты, ни теряем.

К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (здравствуйте) .

Отгадайте загадку, и вы узнайте, кто еще будет у нас в гостях.

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

Как вы догадались, что это воробей?

Что такое армячишка? (Армячишко уменьшительное от армяк - верхняя одежда, кафтан из грубой, шерстяной ткани)

Повторите за мной чистоговорку не торопясь в медленном темпе, шепотом (чтоб не спугнуть воробья) .

Цо- цу- ца – птица, цепь, яйцо, овца.

Ло-лы-ла – стужа, льдины, лед, скала.

По-пы-па – оперенье, пух, стопа.

Том, посуда, тост, походка.

Мак, бак, знак, костюмы, кнопка.

Слушать, не летать, кататься,

Танцевать, плыть, задираться.

2. Чтение произведения М . Пляцковского «Урок дружбы » .

(Показ портрета М. Пляцковского .)

Михаил Спартакович Пляцковский - известный поэт-песенник. Много песен поэт написал для детей "Улыбка", а еще писал сказки и рассказы .

Анализ рассказа по вопросам :

1. Назовите главных героев рассказа ? (Чик и Чирик)

2. Кто получил посылку от бабушки? (Чик)

3. Что прислала бабушка? (Пшена)

4. Как поступил Чик с пшеном? («Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется» , - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один)

5. Что можно сказать про Чирика? Какой он? (Нашёл зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. Добрый, заботливый.)

6. Какое чувство испытывает Чик в рассказе ? Почему? (Стыд)

7. Как выглядит человек, которому стыдно (показ детьми, отвернута голова, глаза опущены)

8. Как вы думайте, понял ли Чик свою ошибку?

9. Почему рассказ называется урок дружбы ?

10. О чем этот рассказ ?

11. Можно ли назвать Чика и Чирика друзьями?

12. Какие непонятные слова вы встретили в рассказе ? (пшено - крупа, посылка – вещь, которую посылают в упаковке, урок – занятие или домашнее задание или если человек чему то научился он тоже получил урок , рассказ – небольшое произведение в котором о – чем то или о - ком то говорится, мы узнаем что то новое.

13. Как называется рассказ , который мы прочитали?

3. Физкультминутка «Воробушки»

Ребята, а сейчас мы поиграем.

Что вы знайте о воробьях?

Что они умеют делать? (прыгать, махать крыльями, чирикать, летать, клевать)

1, 2, 3 вы тоже воробьи, а я мама воробьиха.

Мама воробьиха зовет своих детей :

Ко мне мои воробышки, летите поскорей!

С вами мы сегодня учимся летать!

Скорее вкруг вставайте и будем начинать!

Построение вкруг, ходьба с характерными движениями рук - "помахивание крылышками"(Мама воробьиха показывает движение и отходит в сторону.)

Воспитатель : Уснула мама воробьиха, а воробышкам этого и надо, расправили крылышки и разлетелись кто куда (ходьба в рассыпную ) .

Воробьиха просыпается :

чик-чирик, чик- чирик

Что за шум! что за крик!

В круг скорее становитесь

И опять летать учитесь (игра повторяется) .

Задремала всего на минутку,

А воробушки расшумелись не на шутку,

Буду строго, я теперь следить за вами, чтоб послушными росли воробьями!

1,2,3 снова стали мы детьми.

4. Игра «Что спряталось на листе»

Воробей просит помощи у ребят, ни как ему не разобрать, что нарисовано на листе.

От главной красной точки соединить одной не прерывистой линией все точки, получится контур предмета. Придумать и дорисовать детали, части предмета, на что похоже. Заполнить рисунок, не выходя за контур (напомнить правила штриховки, перед работой провести пальчиковую гимнастику).

5. Игра «Доскажи предложение» .

Рассматривание детских работ . (Возможные варианты детских работ : матрешка, лампочка, снеговик, груша и т. д.)

Составление предложений.

Воспитатель : - У меня аппетитная груша. А что у Вани (Выслушать ответы детей)

А что можно делать с грушей? (скушать)

Послушайте стихотворение С. Махонина «Груша»

Почему нужно делиться с ребятами? (Если вы делитесь и с вами поделятся , чтобы не было стыдно, чтобы не остаться без друзей, без друзей человеку жить трудно, скучно, одиноко.

Предложить ребятам угостить воробья грушей.

Пожалуйста, воробей, угощайся грушей! (сложить работы на стол)

А еще мы приглашаем вас с другом на наш участок, в птичьей столовой вы найдете пшена, семечек, хлебных крошек.

Вывод : Воробей понял, как нужно поступать с друзьями : делиться, играть вместе, не обижать, иначе можно остаться без друзей.

6. Слушание песни «Улыбка» М. Пляцковский

М. Пляцковский писал рассказы , сказки, а еще песни. Послушаем песню «Улыбка» и покажем нашим гостям как мы умеем дружно танцевать .

7. Рефлексия.

Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали?

Что вам понравилось? Какое у вас настроение?

Воробей полетел к своим друзьям, да и нам пора к ребятам.

Занятие по развитию речи на тему «Урок дружбы»

Задачи . Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками, принимать участие в общем разговоре, а также рассуждать, аргументировать высказывания.

Учить детей пересказывать короткие тексты; подбирать точные эпитеты к заданному слову.

Развивать фонематический слух, речевое внимание, дикцию, интонационную выразительность речи.

Ход занятия:

Оргмомент.

Звучит песня В.Шаинского «Если с другом вышел в путь»

Воспитатель: Ребята, о чём эта песня? (о дружбе)

Сегодня наш разговор посвящён дружбе и друзьям.

О дружбе есть много пословиц. Послушайте одну из них: «Дружба и братство дороже всякого богатства».

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

А какое значение у этой пословицы: «Друг познаётся в беде»?(высказывания детей)

Были ли в вашей жизни такие случаи, когда друг познавался в беде?

Изучение нового материала.

Сегодня мы прочитаем рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы»

Воспитатель показывает книгу, в которой размещён этот рассказ и начинает читать.

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

Воспитатель: Какой урок дружбы получил воробей Чик?(с другом надо делиться)

Часто друзья дарят друг другу цветы. Вот и мы поиграем с цветком дружбы.

Игра с цветком.

Воспитатель: Встаньте в круг. Я буду передавать цветок, а вы называйте слова. Какие слова можно сказать о хорошем друге? Какой он? (дети передают цветок и называют слова- надёжный,верный,мужественный,добрый,отзывчивый,честный,правдивый,внимательный,строгий и пр.)

Воспитатель: Подумайте, кто ваш самый надёжный друг? Расскажите, какой он?

Физкультминутка (дети выполняют в парах):

Ты человек и я человек(показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим друг друга(обнимаются).

Работа по звукопроизношению.

Воспитатель: Давайте произнесём вместе чистоговорку:

Сидел воробей на сосне,

Заснул- и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне,

До сих пор бы сидел на сосне.

Дети медленно читают чистоговорку и идут по кругу. Чистоговорка читается ещё 3-4 раза.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру с мячом . Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте словом, которое я выделила, слова «да» и «нет» не говорите.

Воспитатель бросает мяч ребёнку и спрашивает: « Сидел воробей на сосне?»(Сидел)

«Сидел воробей на сосне?»(Воробей)

«Сидел воробей на сосне ?»(На сосне)

« Заснул и свалился во сне?(Заснул и свалился)

Игра продолжается по мере сохранения интереса детей.

Итог. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Я ещё раз убедилась, что у нас в группе живёт дружба, вы умеете дружить и, конечно, смогли бы научить других детей дружить, у которых ещё нет друзей. А чтобы дружба становилась между вами крепкой и настоящей, положите свои пожелания в эту волшебную шкатулочку. Для этого каждый из вас возьмёт сердечко, скажет пожелание(какими надо быть, чтобы появились друзья) и бросит его в шкатулочку. Теперь я спокойна за вас, шкатулочка останется у нас в группе, и вы сможете пополнять её новыми пожеланиями о дружбе.

Релаксационная музыкальная пауза .

Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое-маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазах. Я знаю, вы иногда ссоритесь, но как только в чьих-то глазах мелькнёт злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.


Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

Урок дружбы

Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Це­лый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не ска­зал своему приятелю. «Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зёрныш­ки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёр­нышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик ак­куратно и полетел к своему приятелю Чику.
- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрны­шек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
- Не надо... Зачем?.. - стал отмахиваться кры­лышками Чик. - Ты нашёл - ты и ешь!
- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик. - А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал це­лый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
- Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок... дружбы!

Иллюстрации: Сутеев В.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Первый женский сайт